ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЖИХАДА……………………………………………………..5 1.1. Зарождение концептуалистики джихада………………………………..5 1.2. Джихад в трактовке авторитетных мусульманских правоведов…….10 Вывод по главе 1………………………………………….………………….15 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МАССОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА……………………………………….16 2.1. Понятие массового религиозного сознания…………………………...16 2.2. Религиозная идентичность на Кавказе и ее особенности…………….20 Вывод по главе 2…………………………………..……….………………...24 ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ ДЖИХАДА В ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КАВКАЗЕ В ХIХ ВЕКЕ………………….25 3.1. Особенности интерпретации джихада на Кавказе в XIX веке……….25 3.2. Влияние идеологии исламских движений на религиозное сознание мусульман…………………………………………………………………………...29 Вывод по главе 3………………………………………….………………….33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….37

Феномен джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа ХIХ вв.

курсовая работа
Философия
30 страниц
71% уникальность
2023 год
14 просмотров
Ефимова И.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЖИХАДА……………………………………………………..5 1.1. Зарождение концептуалистики джихада………………………………..5 1.2. Джихад в трактовке авторитетных мусульманских правоведов…….10 Вывод по главе 1………………………………………….………………….15 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МАССОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА……………………………………….16 2.1. Понятие массового религиозного сознания…………………………...16 2.2. Религиозная идентичность на Кавказе и ее особенности…………….20 Вывод по главе 2…………………………………..……….………………...24 ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ ДЖИХАДА В ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КАВКАЗЕ В ХIХ ВЕКЕ………………….25 3.1. Особенности интерпретации джихада на Кавказе в XIX веке……….25 3.2. Влияние идеологии исламских движений на религиозное сознание мусульман…………………………………………………………………………...29 Вывод по главе 3………………………………………….………………….33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….37
Читать дальше
Сегодня большинство исследователей кавказской религиозно-политической действительности рассматривают роль международного фактора в исламском возрождении региона исключительно с узкой точки зрения его финансирования мировым террористическим интернационалом, направленным на дестабилизацию ситуации на Кавказе путем интерпретирования джихада в узком смысле – войне с неверными. Однако обстоятельства, выведшие на международный уровень проблемы, гораздо сложнее и многограннее. На протяжении многих веков трактовка и практика ислама, установившиеся на Кавказе, развивались по своим собственным сценариям и сильно отличались от принятых во всем Халифате в целом. Во-первых, мусульмане Кавказа были очень изолированы от внешнего мусульманского мира. В силу удаленности региона от политических центров Халифата, а также труднодоступности внутренних районов Кавказа внутренние халифатские социальные, политические, военные, культурные и другие преобразования доходили до него в виде слабых отголосков. Во-вторых, в силу невероятной внутренней силы и живучести местных традиционных духовных и ритуально-правовых культур интерпретация и практика ислама на Кавказе находились под их сильным влиянием. На протяжении веков исламской религии приходилось мириться с соседством с неистребимым язычеством в быту, адатах, бытовом поведении горцев, их сознании. Все это отразилась и на трактовку и феномен джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа.


Если вам нужно выполнить онлайн решение задач , переходите на сайт Work5.


. В исламе джихад – это вершина религиозного учения или устои, которые хранят основы религии, а также защита исламских народов и мусульман. Джихад – одно из важнейших базовых учений ислама, потому что джихад является средством достижения суверенитета. По идеологии ислама, каждая нация, которая откажется от обязательства джихада, будет оскорблена, и подвергнется нападению со стороны врагов, их достоинство будет унижено. Джихад – это правило, которому должны следовать мусульмане. Он является основной концепцией для мусульман в управлении своей жизнью. Самобытность Кавказа по-своему трансформировала феномен джихада. И в ХIХ веке, когда появилось огромное количество идеологов джихада, исследование этого региона наиболее интересно в разрезе изучения феномена джихада в сознании мусульман. Все вышеизложенное характеризует актуальность выбранной темы исследования. Цель работы – исследование феномена джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа ХIХ в. В соответствии с целью, поставлены ряд задач: - изучение основных этапов концептуального осмысления джихада; - изучение особенностей массового религиозного сознания мусульман Кавказа; - выявление концепции джихада в идеологии исламских движений на Кавказе в ХIХ веке. Объектом исследования является феномена джихада. Предметом исследования является феномен джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа ХIХ в. Методологической базой исследования служит системный подход. В целом использовались общенаучные, частные, специальные методы. Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых. Источниковой базой исследования стали богословские труды, исламская литература и труды отечественных и зарубежных ученых в сфере изучения феномена джихада. Степень изученности темы и проблемы. Феномен джихада изучали ученые Яхьяев М.Я. и Яхьяев А.М., Саяхов Р.Л., Демиденко C.В., Маргулис С.Б., Р.И. Файншмидт и др. Но взаимосвязь концепции джихада в идеологии исламских движений на Кавказе ХIХ в. не изучена. Ханмагомедов Я.М. изучал указанную тему во временном периоде конца ХХ в. Добаев И.П. также касался темы, но, не концентрируя фокус на религиозном сознании мусульман Кавказа. Таким образом, выбранная тема исследования практически не изучена. Научная новизна работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике прогнозирования, предотвращения и разрешения проблем, возникающих в области внутри- и межконфессиональных отношений на различных уровнях. В работе проведено исследование феномена джихада, а также проблематики его влияния на религиозное сознание мусульман Кавказа, других гуманитарных проблем. Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование может представлять интерес не только для государственных и общественных организаций, функционирующих на Кавказе, но и для научных и учебных заведений при разработке и преподавании различных аспектов философии и истории ислама. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Джихад как концепция, определяющая политику и образ действий мусульманских стран, партий, общин и многих мусульман как индивидуумов, находится в центре внимания политиков, прессы и исследователей, как российских, так и зарубежных. Доктрина джихада, идеологически и на практике самым тесным образом связана со становлением ислама как вероучения и образованием первого исламского государства: истинной и строгой теократии. Именно в этих условиях сформировалась доктрина джихада как один из «столпов веры», обязательный для исполнения. Особенность понятия «джихад», вариативность его интерпретации в историко-культурном контексте и необходимость осмысления этого понятия позволяет в разнообразии его значений выделить смысловое ядро, вкратце ассоциирующееся с идеей «усердия на пути». Знакомство с информацией о джихаде, имеющейся в популярной литературе, создает у читателя однобокое поверхностное представление о нем как о предписании ислама распространять религию Аллаха «огнем и мечом». Каждый мусульманин должен вести газават, т. е. вооруженную войну, он обязан сражаться всеми своими силами и средствами на пути утверждения Религии Аллаха. Такое одностороннее представление джихада не считается с тем, что ислам изначально утверждался как религия, средством распространения которого были доброе слово и увещевание. А джихад в нем рассматривался как путь утверждения новой религиозной веры, как усилие по спасению собственной души, и он протекал под лозунгом – «Нет принуждения в религии». В последующем содержание джихада было обогащено пониманием его как «священной войны», «войны за веру», «сражения». Только сражаться с врагами новой веры с оружием в руках стало дозволенным лишь после того, как язычники, не внявшие увещеваниям Мухаммада и его сподвижников, стали нападать на мусульман. Так в изменившихся исторических условиях джихад первоначально предстал требованием вести оборонительную войну, а затем и войну наступательную. Джихад стал обязанностью мусульманина: «Если вы не выступите, накажет вас Аллах мучительными наказаниями и заменит вас другим народом». Последующее обогащение джихада настолько расширило его понимание, что в джихад оказались включенными самые различные явления. Но во всех этих многообразных формах и разновидностях джихада, хотя и в разной мере, находит свое проявление его глубинная сущность, которая состоит в концентрации всех возможных усилий и средств верующего и уммы в целом на укреплении веры в Аллаха, приведении личной и общественной жизни в соответствие с нормами и требованиями ислама. И все же, главное в джихаде как исламском феномене – это не идеологический и не военно-политический аспект, а его теологическая и нравственно-этическая составляющая, которая требует от мусульман последовательно идти по пути, предписанному Аллахом, проявлять на этом пути доброту и справедливость. Мусульманином нужно оставаться и в будние дни, и в сражениях. Причины межконфессиональных конфликтов основаны на экономических, политических, социальных, правовых разногласиях. Возникновение межконфессиональных противоречий связаны с низким уровнем толерантности в обществах, с формированием общественного мнения о главенствующих позициях определенной религии или религиозного направления, с расхождением основных догматов различных вероучений. Политический ислам, прежде всего, отождествляется с различными направлениями исламизма, а также применяется в контексте обсуждения нежелания мигрантов интегрироваться. Многие западные политики и ученые понимают «политический ислам» как собирательный термин для обозначения политических методов, с помощью которых ислам может влиять на западное сообщество ценностей. Также, особое значение в современном мире в контексте разбора причин межконфессиональных противоречий имеет понятие «политический ислам», под которым понимается совокупность исламских политических движений и явлений, целью которых является продвижение политической системы, основанной исключительно на ценностях ислама (его отдельных направлениях). Выделяются два уровня политизации ислама – внешний, когда речь идет о противостоянии исламского и неисламского миров (в первую очередь западного), и внутреннего, который сопряжен как с установлением диктата ислама в отдельных странах на государственном уровне, так и с межконфессиональной борьбой направлений религии (прежде всего суннитов и шиитов). В нынешней, демократической России, самым террористически опасным регионом (если не брать в расчет зону СВО) является Северный Кавказ. По мнению многочисленных экспертов, происходящие на Северном Кавказе геополитические, этнополитические, культурно-идеологические и иные процессы несут угрозу национальной безопасности России. Очень часто они имеют регулируемый характер и направлены на создание многовекторной напряженности в регионе с тем, чтобы здесь в нужный момент вспыхнул масштабный мятеж. Подводя заключительный итог настоящему исследованию, необходимо отметить особенность феномена джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа ХIХ вв. В силу некой замкнутости и влияния местного менталитета и обычаев, понятие «джихада» в регионе было несколько иным, нежели во всем мире. Часть мусульман Кавказа соблюдали строгую интерпретацию этого понятия согласно местным богословам, а часть – под влиянием арабского мира трактовали «джихад» по-иному. Безусловно, само понятие получило негативный оттенок в силу экстремистских течений в ислами.
Читать дальше
Книга одного автора: Булач А. Джихад. Ислам о терроре и акциях террористов-смертников / Булач А. – М.: Новый свет, 2005. - 176 с. Кадырова К.А. Джихад: историческая традиция и основные тенденции интерпретации в ХХ – начале ХХI вв. / Кадырова К.А. – М.: Российский университет дружбы народов, 2016. - 208 с. Левин З.И. Очерки природы исламизма. М.: Институт востоковедения РАН, 2014. – 126 с. Статья из журнала: Абдулагатов З.М. «Народный» ислам: особенности социологического анализа / Абдулагатов З.М. // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 3. С. 95-108. Абдулагатов З.М. О критериях религиозности в исламе / Абдулагатов З.М. // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 3 (45). С. 57-71. Авдеев Е.А., Воробьев С.М. Общероссийская гражданская идентичность молодежи Северного Кавказа: основные вызовы и риски конфликтности / Авдеев Е.А., Воробьев С.М. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 1. С. 69-86. Добаев И.П. Экстремистские неправительственные религиозно-политические организации как средство геополитики исламского мира / Добаев И.П. // Философия права. 2002. № 2. С.91-100. Калабекова С.В. Некоторые аспекты проблематики религиозного экстремизма / Калабекова С.В. // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 3 (44). С. 316-320. Колин Ю.В. Проблема делигимитизации институтов власти в констексте формирования непроизвольного образа мира в массовом сознании / Колин Ю.В. // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2-3 (116). С. 174-183. Кузьменко Н.С. Джихад: от слова к культурной универсалии / Кузьменко Н.С. // Аспирантский вестник Поволжья. 2020. № 7-8. С. 37-43. Литвинов Н.Д., Овчинников В.В., Сальников М.В., Петров П.А. Кавказский террор в России как форма гибридной войны: детерминация и прогноз развития / Литвинов Н.Д., Овчинников В.В., Сальников М.В., Петров П.А. // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 5. С. 74-111. Лыков С.В. Джихад, виды и правовые основы введения джихада в Российской Федерации и Мире / Лыков С.В. // Юридический факт. 2022. № 168. С. 17-20. Магомедов К.А. Особенности имамата Дагестана и Чечни как исламской власти (1834-1859 гг.) / Магомедов К.А. // Исторический вестник. 2022. Т. 42. С. 12-35. Макушина А.Н. Религиозная идентичность городского среднего класса / Макушина А.Н. // Инновационное образование и экономика. 2021. № 25. С. 37-42. Муртазин М.Ф. Ислам и исламизм: пример трансформации религиозности в политику / Муртазин М.Ф. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 4. С. 190-205. Мчедлова Е.М. Идеи и идеологии XXI века / Мчедлова Е.М. // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 3. С. 50-55. Рамазанов Р.О. Общественное мнение о роли примечетских школ в противодействии религиозному экстремизму (на примере Дагестана) / Рамазанов Р.О. // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 2 (12). С. 22-29. Сулейменов А.Р. Темпоральная схема современного джихадизма / Сулейменов А.Р. // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6. № 3 (23). С. 36-49. Шарипова Р.М. Социальный и вооруженный джихад согласно Корану и сунне / Шарипова Р.М. // Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран. 2020. № 3. С. 264-274. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Севреный Кавказ в системе российской национальной идентичности / Щупленков О.В., Щупленков Н.О.// Казачество. 2021. № 55 (5). С. 9-19. Ямпольская Л.Н. Концепция джихада в исламской традиции / Ямпольская Л.Н. // Псковский военно-исторический вестник. 2015. №1. С. 183-188. Яхьяев М.Я., Яхьяев А.М. Феномен джихада в исламе / Яхьяев М.Я., Яхьяев А.М. // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 4 (46). С. 81-94. Ссылки на интернет-источники: Фарид Салман. Значение слова «джихад» в классическом арабском языке - [Электронный ресурс]. https://islamtoday.ru/blogi/farid-salman/znacenie-slova-dzihad-v-klassiceskom-arabskom-azyke/ (Дата обращения: 15.02.2023). Абу Аля аль-Маудуди. К пониманию ислама - [Электронный ресурс]. http://molites.narod.ru/maududi.html (Дата обращения: 15.02.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Расчет затрат на организацию логистического сервиса в интернет-магазине
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Оценка рыночной стоимости малоэтажного жилого дома
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image