Казённое учреждение, государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансирование которого осуществляется за счёт средств бюджета соответствующего уровня на основании бюджетной сметы.
Казённое учреждение – унитарная некоммерческая организация; находится в ведении органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Таким образом, казённые учреждения делятся на федеральные, государственные и муниципальные и создаются по распоряжению федерального или регионального органа исполнительной власти, муниципалитета соответственно (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Порядок создания государственных казённых учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».
Как организационно-правовая форма некоммерческих организаций казённые учреждения были введены в результате реформирования системы государственных учреждений посредством принятия Федерального закона № 83-ФЗ, вступившего в силу в полном объёме с 1 июля 2012 г. В целом статус казённого учреждения в значительной степени аналогичен статусу бюджетного учреждения до принятия Федерального закона № 83-ФЗ.
Федеральный закон № 83-ФЗ явился «ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р».
Правовое регулирование деятельности казённых учреждений осуществляется нормами гражданского и бюджетного законодательства, а также нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммеческих организациях» (Закон о некоммерческих организациях).
Поскольку собственником имущества казённого учреждения выступает соответствующее публично-правовое образование, то оно закрепляется за ним на праве оперативного управления: учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Казённое учреждение не вправе отчуждать либо распоряжаться имуществом иным способом без согласия собственника имущества, не вправе вносить его в качестве взноса в уставный капитал других юридических лиц. Казённое учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги (п. 10 ст. 161 БК РФ).
В целях реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления казённое учреждение, помимо выполнения работ и оказания услуг, наделено возможностью осуществлять управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера.
Казённое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК). Все операции казённое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. На казённые учреждения распространяются нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Финансовое обеспечение казённых учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы (документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов, лимиты бюджетных обязательств казённого учреждения).
Согласно п. 4 ст. 123.22. ГК РФ, казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казённого учреждения несёт собственник его имущества. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых до казённого учреждения для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казённое учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Казённое учреждение (помимо статистической отчётности и отчёта о результатах деятельности и использования имущества) ведёт бюджетный учёт и бюджетную отчётность. По согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, казённое учреждение, на основании договора, вправе передать полномочия по ведению бюджетного учёта и формированию бюджетной отчётности централизованной бухгалтерии (п. 10.1. ст. 161 БК РФ)
Заключение и оплата договоров, подлежащих исполнению казённым учреждением за счёт бюджетных средств, производятся от имени соответствующего публично-правового образования в пределах, доведённых до казённого учреждения лимитов бюджетных обязательств с особенностями, установленными БК РФ (в частности, в случае превышения учреждением таких лимитов).
Являясь некоммерческой организацией, казённое учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казённых учреждений, установлен нормами БК РФ.