ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 6 1.2. Особенности уровня сформированности навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 17 ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29 2.1. Цель, задачи, организация работы по изучению навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 29 2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности навыков морфемного анализа у детей с общим недоразвитием речи 33 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38 3.1. Наглядно - практические методы в логопедической работе 38 3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 42 ГЛАВА 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………61 4.1. "Практическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………………61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Содержание логопедической работы по формированию морфемных обобщений наглядно-практическими методами.

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
83% уникальность
2023 год
29 просмотров
Дмитрий Ж.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 6 1.2. Особенности уровня сформированности навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 17 ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29 2.1. Цель, задачи, организация работы по изучению навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 29 2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности навыков морфемного анализа у детей с общим недоразвитием речи 33 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38 3.1. Наглядно - практические методы в логопедической работе 38 3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков морфемного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи 42 ГЛАВА 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………61 4.1. "Практическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………………61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Читать дальше
Общее недоразвитие речи (ОНР) объединяет различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетикофонематическом развитии. Значительное место в общем числе детей с ОНР занимают дети с дизартрией, чаще с ее стертыми формами. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. При дизартрии расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Анализ речи детей с дизартрией, проведенный Л.В.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по организации производства. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


Лопатиной и Н.В. Серебряковым, обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. При этом аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны прежде всего с нарушением двигательной дифференциации фонем. В этой связи важное значение в процессе работы с детьми, направленной на преодоление ОНР, принадлежит формированию навыков морфемного анализа. Проблемой формирования навыков морфемного анализа у детей с дизартрией и с ОНР занимались: Н. В. Ипполитова, Р. Е. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова и др. На настоящий момент недостаточно исследованы особенности проведения работы по формированию навыков морфемного анализа у детей с различной степенью тяжести нарушений речи и различными видами нарушений, входящих в группу детей с ОНР, недостаточно изучены ресурсы и материалы различных предметных областей, которые могут быть использованы в коррекционно – развивающей работе. Усложняющаяся школьная программа, достаточно короткий срок, отводимый в процессе обучение на овладение грамотой, предъявляют значительные требования к речевому развитию детей. В результате возникают противоречия между требованиями к подготовке ребенка и его навыками использования речи. Это делает актуальным тему развития навыков морфемного анализа в контексте преодоления ОНР III уровня у дошкольников. Цель работы: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по развитию навыков морфемного анализа в контексте преодоления ОНР III уровня у дошкольников. Объект исследования: наглядно – практический метод как средство формирования навыка морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: развитие навыков морфемного анализа в контексте преодоления ОНР III уровня у дошкольниковв. Задачи исследования: 1. Проанализировать уровень разработки по теме исследования в современной научно-методической литературе. 2. Выявить особенности морфемного анализа у дошкольников с ОНР III уровня. 3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию навыков морфемного анализа у дошкольников с ОНР III уровня. Методологические основы работы: На протяжении длительного времени ученые – лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др. изучали закономерности, последовательность этапов развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи. В то же время в логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. С тех пор все исследователи – Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др., изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов. Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных слов. На этой основе Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.В., Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. определили некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, статистический метод. Теоретическая значимость работы состоит в выделении составляющих навыка морфемного анализа, обозначении показателей развития навыков морфемного анализа, обобщение данных о направлениях коррекционной работы, направленной на формирование навыков морфемного анализа и развитие навыков словообразования. Практическая значимость работы состоит в эмпирическом исследований состояния навыков морфемного анализа у дошкольников с ОНР III уровня, разработке и апробации программы коррекционноразвивающей работы, направленной на развитие навыков морфемного анализа у дошкольников ОНР III уровня, в выделении условий эффективности такой работы. Материалы исследования могут использоваться в деятельности учреждений комбинированного типа, в логопунктах. Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка и приложений.

Читать дальше
В начале исследования мы ставили перед собой цель изучить и выявить особенности формирования навыка морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Для выполнения цели ставился ряд задач теоретического и практического характера, мы проанализировали научную литературу по данной проблеме, подобрали методики для диагностики, которые позволили как можно конкретнее раскрыть особенности формирования операций морфемного анализа. Нами была так же спланирована и проведена опытно-экспериментальная работа. Как показал теоретический анализ литературы, проблема актуальна. Основная задача читательской деятельности – понимание прочитанных текстов. Одним из немаловажных компонентов, влияющих на понимание тексов, является морфемный анализ. Овладение этим навыком представляет собой сложную задачу для младших школьников с общим недоразвитием речи, причиной чего, согласно исследованиям Р.Е Левиной, является недостаточность речевого опыта в части накопления эмпирических знаний о языке. Анализ уровня разработанности проблемы развития навыков морфемного анализа у дошкольников с ОНР III уровня в современной научно-методической литературе показал, что: Зарубежные и российские авторы по-разному представляли механизмы, лежащие в основе становления морфологической системы словоизменения и словообразования; Существует тесная связь словообразования и способности к морфемному анализу слова. Усвоение норм словообразования происходит в процессе детского словотворчества, которое находится в тесной связи с возрастными, когнитивными возможностями ребенка; У детей с общим недоразвитием речи III уровня, определяемым как уровень «развёрнутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико- грамматического недоразвития», отмечается незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это проявляется в множественных заменах слов и по звуковому и по смысловому принципам, в преимущественных употреблениях качественных прилагательных, в использовании относительных прилагательных в редких и лишь хорошо знакомых ситуациях; Основные грамматические формы, такие как словоизменение, словообразование, разнообразие типов предложений, появляются у детей с ОНР III уровня, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность заключается только в более медленном их усвоении, а также в несоответствии развития морфологической и синтаксической системы языка, а также семантических и формально-языковых компонентов Если нормально говорящий ребенок овладевает морфемным анализом на практическом уровне в процессе речевого общения, то совершенно иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. При подготовке диагностических заданий, направленных на выявление уровня сформированности операций морфемного анализа мы опирались на действующую в школе программу «Начальная школа XXI века», методику формирования необходимого нам навыка и особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что 12% учащихся показали низкие результаты и у 58 % учащихся средние показатели сформированности морфемного анализа. По данным исследования мы можем сказать, что наиболее сложным для детей с нарушениями речи оказались задания на подбор соответствующего схеме слова и морфемный разбор слова. Они часто нарушают последовательность операций, не могут исправить систематические ошибки даже при активной помощи логопеда. Дети данной категории нечетко помнят и воспроизводят правила, не используют знания о морфологической структуре слов. Несколько человек из группы детей с нарушениями речи справились с заданиями хорошо, но высоких показателей нет ни у одного испытуемого. Что свидетельствует, о существующей проблеме ориентации на морфемы у большей части детей с нарушениями речи. Проще всего им давалась работа на этапе предложений, понимание которых зависело от ориентации на более легкие морфемы. Многочисленные ошибки детей с нарушением речи свидетельствуют о нарушении дифференциации различных частей речи, о недостаточном развитии вербальной памяти, о низкой организации определенной программы языковых операций, их алгоритма. Поэтому с учащимися, имеющими нарушения речи, очень важно проводить активную работу над формированием навыка морфемного анализа слова. Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость занятий по развитию навыков морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. В следствие нами была предложена программа пропедевтической работы по формированию навыка морфемного анализа у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи. Нами были рассмотрены принципы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Рассмотрели комплексный подход, т.е. включение учителя-логопеда в работу учителя начальных классов. Совместная деятельность логопеда и учителя начальных классов строится в соответствии с общими задачами пропедевтической работы. Для реализации пропедевтической работы мы предложили программу по формированию навыка морфемного анализа у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи.
Читать дальше
1. Ажогина, Н. А. Диагностика морфемных умений обучающихся в поликультурной начальной школе / Н. А. Ажогина // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 40-43. 2. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 190 с. 3. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 453 с. 4. Амосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. / Н.С. Амосова. Логопед. - 2004. - №6. - 14-16 с 5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. 6. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева, Р.И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 182 с. 7. Анциферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л.И. Анциферова. Психология. - 2001. - № 2. - 12-20 с. 8. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 319 с. 9. Асеев. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2003. - 247 с. 10. Балканска, Н. Преодоление негативных реакций родителей детей с нарушениями речи предпосылка подготовки кадров по специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков / Н. Балканска. - М.: София, 2001. 11. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 381 с. 12. Беккер, К.П., Совак М. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1998. - 288 с. 13. Белкин А.С, Яковлев В.И., Зимина К.С, и др. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / А.С. Белкин, В.И. Яковлев, К.С. Зимина и др. - Екатеринбург, 1997. - 64 с. 14. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2006. – 170 с. 15. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид. – М.: Астрель, 2002. 16. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Библио, 2004. – 150 с. 17. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с. 18. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - Спб.: Речь, 2000. 19. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович - М.: МОДЭК, 2007. - 400 с. 20. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей / Л.И. Божович. - М.: МОДЭК, 2010. - 183 с. 21. Боровских, Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции / Л.А. Боровских. - М.: 1999. 22. Бредихина, С. В. Детские словообразовательные ошибки как средство обучения младших школьников морфемике / С. В. Бредихина // Наука и школа. – 2019. – № 3. – С. 124-132. 23. Валявко, С. М. Особенности поведения и деятельности дошкольников с ОНР, резистентных к логопедическому воздействию / С.М. Валявко. - Калуга, 2004. - 56 с. 24. Валявко, С.М. Взаимодействие старших дошкольников с речевой патологией со взрослыми. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / С.М. Валявко // Монографический сборник М.: 2005. - 183-188 с. 25. Валявко, С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи. Дефектология / С.М. Валявко. – М.: № 6, 2005. - 54-63 с. 26. Валявко, С.М. К вопросу о мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с речевой патологией. Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития / С.М. Валявко. Т. 2-М, М.: 2005. - 43-50 с. 27. Валявко, С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР. Материалы VII Царскосельских чтений / С.М. Валявко. – СПб, 2003. – 19 с. 28. Валявко, С.М. Особенности мотивации достижения старших дошкольников с ОНР. Специальная психология / С.М. Валявко. - М.: 2006. - № 2 (7) - 26-36 с. 29. Валявко, С.М. Реакция и паттерны поведения родителей детей с недостатками речи. Современная логопедия: проблемы теории и практики, перспективы научного поиска. Материалы Всероссийской заочной научнопрактической конференции / С.М. Валявко. - Саранск , 2005. – 29-35 с. 30. Ванюхина, Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина // Логопед, №3 - 2009. 31. Васильева, Е. В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. Автореф. дисс. канд. психол. Наук / Е.В. Васильева. – М.: 2006. 32. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2005. 33. Визель, Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. – 48 с. 34. Вильданова, Д. Ф. Специфика нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Д. Ф. Вильданова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 04 марта 2022 года / Гл. редактор Ж.В. Мурзина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 177-180 35. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2001.-384 с. 36. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Транзиткнига, 2006. - 158 с. 37. Крылова, Е. С. Опыт проведения логопедических занятий с детьми с нарушениями речи в дистанционном формате с использованием ИКТ / Е. С. Крылова, М. В. Шорохова // Детство, открытое миру : Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Омск, 22 марта 2022 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2022. – С. 104-106. 38. Кулакова, Н. В. Совершенствование операций морфемного анализа слов в процессе развития лингвистических способностей младших школьников / Н. В. Кулакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 5(138). – С. 62-67. 39. Макарчук, А. О. Формирование готовности к морфемному анализу у младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях / А. О. Макарчук, М. В. Шорохова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-1. – С. 172-177. 40. Некрасова, В. Н. Формирование навыка морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи / В. Н. Некрасова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник трудов Пятьдесят первой международная научно-практическая конференция, Белгород, 24 октября 2022 года. – Белгород: ООО ГиК, 2022. – С. 63-66 41. Шаповал, И. А. Проблемы применения интерактивных игровых технологий в работе с детьми и подростками с нарушениями речи / И. А. Шаповал // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации : Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 марта 2022 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С. 103-108. 42. Юрасова, И. А. Игровые приемы, применяемые на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психо-речевого развития и общим недоразвитием речи / И. А. Юрасова // Вестник магистратуры. – 2021. – № 4-3(115). – С. 45-47.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Совершенствование автоматизации процесса обработки первичной и оперативно-технической документации бухгалтерского учёта
Количество страниц:
45
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
Гигиеническая оценка содержания витаминов В1, В2 и В6 в рационах детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Москвы
Количество страниц:
50
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гигиена
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image