Введение 3
1 Общая характеристика управления образованием 4
1.1 Понятие управления образованием 4
1.2 Системный подход к управлению образованием в современных условиях 10
1.3 Закономерности и функции в процессе управления образованием 15
2 Особенности управления образованием 19
2.1 Структура системы управления образованием в России 19
2.2 Проблема противоречий в процессе управления образованием 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 28
Читать дальше
Управление образованием – это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
Одной из задач в совершенствовании действующей системы образования Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.
Во многих странах пришли к выводу, что образование нельзя отдавать на откуп рыночным силам или пускать на самотек; правительства должны выполнять следующие функции по отношению к образованию: обеспечение равного доступа к образованию; поддержание качественного обучения в школе; предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование; распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить; обеспечение непрерывного образования в течение всей профессиональной жизни человека, которое позволяет не только сохранять уровень образования, но и постоянно его повышать; постоянная корректировка уровня образования населения, которое необходимо человеку, обществу для того, чтобы человек мог сам обеспечить себе достойный уровень жизни и чтобы обеспечить рынок труда профессионально подготовленными кадрами.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 26.01.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884 (ред. от 26.01.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
5. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 885 (ред. от 25.12.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
6. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. - 320 с.
7. Алексеева Л. А. Принципы правоприменительной деятельности как особой формы правореализации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 4. - С. 3–8
8. Алиева, М. Х. Управление образованием / М. Х. Алиева // – 2020. – № 1. – С. 349-354
9. Афанасьевская, И. В. Понятия и принципы управления образованием / И. В. Афанасьевская. // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 171-174
10. Беляева М. А. Принцип законности: современные интерпретации: монография / В. В. Денисенко, А. А. Малиновского. М., - 2019. - С. 27
11. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. - 328 с.
12. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. - 112 с.
13. Жилина, А. И. Системный подход к управлению образованием в современных условиях / А. И. Жилина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 295-308
14. Захарова И. В. Территориальная система образования: административно-маркетинговое управление. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 162 c.
15. Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. - 530 с.
16. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. - 432 с.
17. Майоров А. Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - С. 107–113
18. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. - 428 с.
19. Панченко, А. Б. Структура системы управления образованием в России / А. Б. Панченко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2(71). – С. 44-57
20. Полатова К. А. Принципы права как теоретическая основа прав человека и гражданского общества // В сборнике: Эволюция государственно-правовых систем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. - С. 267–269
21. Рассохин, А. А. Функции и принципы педагогического менеджмента / А. А. Рассохин. // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 31-32
22. Сидорова И. Риски смещения полномочий в образовании с муниципального на государственный уровень // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. - С. 122–129
23. Смирнова Т. А. Совершенствование системы государственного управления образованием. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - 180 c.
24. Хабибуллин Д. И. Законность и ее принципы // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. № 5 (32). - С. 685–688
25. Шоцкий, П. П. Закономерности и функции в процессе управления образованием / П. П. Шоцкий // – 2021. – № 8. – С. 99-106
26. Шоцкий, П. П. Проблема противоречий в процессе управления образованием / П. П. Шоцкий // – 2021. – № 8. – С. 170-176
27. Щенникова Л. В. Принципы гражданского права: проблемы понимания и практической реализации // «Законодательство». - 2018. - № 5. - С. 66–70
28. Янкевич С. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; ВШЭ. - 336 с.
29. Янкевич С., Княгинина Н. Многоуровневое управление образованием в России: проблемы распределения полномочий // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / М.: ВШЭ, 2019. - С. 114–121
30. Ярославцева Н.В., Инютина А. И. Вариативность как ресурс образовательных программ // Вариативность образовательных программ как необходимое условие реализации ФГОС: модель и технология, примеры реализации (эффективные практики). Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2019. - С. 4–7
Читать дальше