ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ВИДЕОИНТЕРВЬЮ 4
1.1. Видеоинтервью как гипержанр 4
1.2. Речевое поведение журналиста в видеоинтервью 6
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА В ИНТЕРВЬЮ НА НАУЧНУЮ ТЕМУ (НА МАТЕРИАЛАХ ИНТЕРВЬЮ И. ШИХМАН С АСЕЙ КАЗАНЦЕВОЙ) 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
Читать дальше
Настоящее исследование посвящено специфике речи журналиста в интервью на научную тему. Необходимо сделать выводы:
1. Видеоинтервью – это гипержанр, в котором основой выступает информационное, аналитическое интервью или интервью-портрет, на которое «нанизываются» такие жанровые модели, как комментарий, беседы, опрос, вопрос-ответ, журналистское расследование и документальные кадры. Помимо этого в видеоинтервью используются приемы инфографики (вставки с графическим материалом и рисунками), игры и исповеди.
2. Специфика речевого поведения журналиста в видеоинтервью заключается в использовании журналистом балансирующих/кооперативных и конфронтационных/некооперативных стратегий. Для реализации данных стратегий используются такие тактики, как: презентация, повышение коммуникативного статуса, идентификация, запрос характеристики героя, стимулирование рассуждения, провокация, экспресс-опрос, самопрезентация, самоидентификация, рассуждение, самохарактеристика, искренность.
3. В ходе практического исследования речевого поведения ведущей в интервью на научную тему было выявлено использование следующих тактик: повышение коммуникативного статуса, презентация, экспресс-опрос, отсылка к собственному опыту, рассуждение, стимулирование рассуждения, согласие, одобрение и присоединение, оценка изучаемой темы, осуждение, провокация, навязывание, искренность. Установлено, что в большей степени интервью является неконфликтным и лишь в некоторой степени конфронтационным. Ведущей используется в равной степени «я-концепция» и «мы-концепция». Журналист использует в своей речи жаргонизмы, метафору, лексические повторы, наречия и междометия.
Читать дальше
1. Антонова Л.Г., Махалова А.И. Жанровые особенности видеоинтервью в новых медиа // Социальные и гуманитарные знания. – 2020. – Т. 6. – № 1 (21). – С. 92-99.
2. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999. 285 с
4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии интервьюера Юрия Дудя: взгляд лингвиста на медийный феномен массовой культуры // Вестник НГУ. Серия: история, филология. – 2021. – Т. 20. – № 6. – С. 263.
5. Лукина М.М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». СПб.: Искусство, 2003. 147 с.
6. Рубцова Е.В, Девдариани Н.В. Тактическая реализация речевых стратегий в программах В.В. Познера // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10. – № 3 (36). – С. 332-337.
7. Седов К. Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 124-136.
8. Ася Казанцева. Как сдать любой экзамен, выучить иностранный язык и почему алкоголь меняет память? [Электронный ресурс] // «А поговорить?», от 27.01.2021. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3gw4PKCk-jI&t=20s (Дата обращения: 18.03.2023).
9. Ирина Шихман. Биография, личная жизнь [Электронный ресурс] // 24СМИ. – Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/76879-irina-shikhman.html (Дата обращения: 18.03.2023).
Читать дальше