Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления.....................................................................5
1.1. Понятие и виды автотранспортных преступлений по российскому законодательству...............................................................................................5
1.2. Исторический анализ уголовной ответственности за автотранспортные преступления в России.......................................................9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.......................................14
2.1. Уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 266 и 268 УК РФ.....................................................14
2.2. Уголовно-правовая характеристика действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств............................................21
Заключение............................................................................................27
Список использованных источников...................................................29
Читать дальше
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующее:
Вопрос о понятии и видах автотранспортных преступлениях в силу того, что законодатель во многих уголовно-правовых нормах использует обобщенный термин «транспортные средства», вызывает дискуссии среди ученых. Единое мнение на этот счет отсутствует.
Проанализировав несколько позиций, мы пришли к выводу, что к данной категории преступлений следует относить деяния, предусмотренные ст.ст. 264, 264.1, 266, 267, 267.1 и 268 УК РФ.
При этом, к преступлениям, непосредственно не связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, следует относить преступления, предусмотренные ст.ст. 266, 267,267.1, 268 УК РФ.
Что касается истории развития законодательства об ответственности за автотранспортные преступления, то данные посягательства можно назвать «молодыми» в силу того, что они имеют непродолжительный период существования. Это обусловлено, прежде всего, спецификой средства совершения преступления. Соответственно, можно выделить четыре этапа развития законодательства об ответственности за автотранспортные преступления:
- первый этап – 1960 г. – возникновение уголовной ответственности;
- второй этап – 1968 г. – расширение перечня составов автотранспортных преступлений;
- третий этап – 1997 г. – установление уголовной ответственности за автотранспортные преступления в постсоветский период;
- четвертый этап – 2014 г.-2021 г. – расширение перечня составов автотранспортных преступлений.
Большое значение для транспортной безопасности имеют уголовно-правовые нормы, которые закреплены в ст. 266 и 268 УК РФ. Объектом данных преступлений является транспортная безопасность (безопасность транспортных средств и транспортной инфраструктуры). Дополнительным объектом выступают общественные отношения, которые охраняют здоровье и жизнь людей.
Преступления, указанные в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, имеют материальные составы.
Общественно-опасное деяние преступлений, указанных в ст. 268 УК РФ, – это нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Обязательным элементом объективной стороны преступлений, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, является общественно-опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровья или смерти.
Особенностью преступлений, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, является наличие в их составах специального субъекта:
- лица, ответственные за ремонт транспортных средств или (и) транспортной инфраструктуры;
- лица, ответственные за выпуск в эксплуатацию транспортных средств или (и) транспортной инфраструктуры (ст. 266 УК РФ);
- пассажиры;
- пешеходы;
- иные участники движения (ст. 268 УК РФ).
Наибольшие трудности в применении уголовно-правовых норм, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, связаны с определением общественного опасного деяния и субъекта преступления. Это связано с тем, что данные уголовно-правовые нормы имеют в своем содержании оценочные понятия.
Читать дальше
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591.
3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 81.
4. Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 17. Ст. 2028.
5. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 1 (Часть I). Ст. 27.
6. Указ Президиума ВС РСФСР от 19 июня 1968 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1010.
7. Указ Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1985 г. № 1524-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 40. Ст. 1398.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.
9. Приговор мирового судьи судебного участка г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области от 10 сентября 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».
10. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 февраля 2020 г. по делу № 1-71/2020. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).
11. Модельный закон о безопасности на транспорте [Электронный ресурс]: постановление на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31 октября 2007 г. № 29-9 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1957. 147 с. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie20927.html (дата обращения: 20.03.2023).
13. Алексеев Н.С. Ответственность за преступления, нарушающие работу транспорта, в будущем уголовном законодательстве // Вопросы кодификации советского права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957, Вып. 1. С. 97-106. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie18601.html (дата обращения: 20.03.2023).
14. Валдаев Е.В., Гуров А.И. Эволюция законодательства об ответственности за транспортные преступления по праву России // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 1 (36). С. 45 -50.
15. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. URL.: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 20.03.2023).
16. Игонин В.А. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта // Законность и правопорядок в современном обществе. 2019. № 17. С. 207-213.
17. Козун А.В. Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями: автореф. дисс. ...канд. юр. наук. Омск, 2019. 26 с.
18. Лияскин Н.В. Автотранспортные преступления как преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств // Аспирант. 2022. № 3 (71). С. 27 - 36.
19. Мотин О.Г. Проблемы уголовной ответственности за посягательства на частноправовые отношения в сфере безопасности, возникающие в процессе технического обслуживания и эксплуатации транспортных средств // Общество и право. 2018. № 2 (44). С. 93 - 102.
20. Рублев А.Г. Становление уголовной ответственности за автотранспортные преступления в советском законодательстве // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4. С. 45-51.
21. Телегина Е.Г., Екимова О.В. Проблемы правоприменительной практики в вопросах квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2019. № 6 (19). С. 277 - 286.
22. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. В.К. Дуюнова. 6-ое изд., М. : РИОР, 2020. 778 с.
23. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: моногр. М.: Проспект, 2018. 256 с.
Читать дальше