ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 1.1 Сценическое пространство и его виды 6 1.2 Зрительное пространство 9 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 2.1 Организация сценического пространства 15 2.2 Организация зрительного пространства и его восприятие 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Сценическое и зрительное пространство

курсовая работа
Искусство
20 страниц
73% уникальность
2023 год
18 просмотров
Воропаева Е.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 1.1 Сценическое пространство и его виды 6 1.2 Зрительное пространство 9 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 2.1 Организация сценического пространства 15 2.2 Организация зрительного пространства и его восприятие 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
На сегодняшний день тема сценического и зрительного пространства имеет повышенный интерес, в сфере развлекательных технологий, культуры и общества. Как и театральная, так и другая любая сцена, это объект который, способствует распространению информации от нескольких людей в массы. Еще начиная с древних времен, сцена использовалась для передачи информации от одного лица, будто объявления или указ, который необходимо было донести до людей, – привлечь внимание каждого. Так и по сей день, сценическое пространство использует для передачи информации людям, какой бы характер она не несла. На каждом шагу нам твердят, что театр – один из социальных институтов, который отражает на сцене то, что происходит в обществе. А то, что театр возможен только при наличии зрителя, написано буквально в каждой книге по театроведению. Давайте поразмышляем о том, как менялось взаимоотношение сцены и зрительного зала в течение времени.


Если тебя интересует написание курсовых в москве , заходи на наш сайт.


. Нужно понимать, что взаимодействие сцены и зала определяет тип театрального пространства. Театральное пространство претерпевало огромное количество видоизменений на протяжении тысячелетий, оно отражало и эстетические ориентиры, и место театра в обществе. Первой была сцена-арена древнегреческого театра, с амфитеатральным расположением мест. Известно, что спектакли предназначались для всех жителей Афин, поэтому было необходимо, чтобы многотысячный зрительный зал во всех его уголках был обеспечен одинаковыми оптическими и акустическими условиями – это был самый демократический зрительный зал. Одновременно с этим сцена-арена воплощала и замыслы древнегреческих драматургов, для которых важнейшим принципом была свобода. Такая архитектура и драматургия рождали особый тип взаимоотношений сцены и зала – практически полное единение. К такому типу отношений нередко возвращались в разные эпохи, чтобы вернуть утраченное со временем единство. Исследование посвящено театральному сооружению. Этот объект известен с древности и его культурная роль в обществе огромна. Многие архитекторы и режиссеры ставили перед собой задачу формирования сцены и зрительного зала таким образом, чтобы зритель был вовлечен в представление [1]. В современном театре, виртуозно соединяющем многообразие знаковых средств, значение визуального образа спектакля – его "зрелищного текста" – неуклонно возрастает, о чем свидетельствуют и театральная практика, и теоретические концепции драматургов и режиссеров, начиная с первых десятилетий XX в. до сегодняшнего дня. Создание единой, целостной театральной формы во многом определяет сценическое пространство театра. Поиск различных средств и приемов для художественного преобразования сценического пространства является основной задачей режиссера и сценографа в процессе создания сценического произведения – спектакля. Глубокий идейный замысел любого спектакля, его стилистика и поэтика, которые рождаются в органичном сочетании режиссерской индивидуальности и неповторимого авторского стиля драматурга, могут появиться только в результате тесной и плодотворной работы режиссера с художником. И потому одним из существенных вопросов в профессии режиссера является вопрос взаимодействия режиссера с художником. Знание таких основополагающих понятий как сценическое пространство, сценическое время, умение их воспринимать, формировать, необходимы для успешного изучения театрального дела. Изменение языка и функций сценографии связано не только с эволюцией театрального искусства и его визуальной эстетики, но и с трансформацией проблемы интерпретации текста и его сценического воплощения. Актуальность темы – сценография, наравне с искусством актера и режиссера, стала способом визуализации драматургического текста в пространстве и времени спектакля. Этим и определяется интерес к этому вопросу, который и будет рассмотрен в данной работе. Целью работы является рассмотрение организации зрительного и сценического пространства для взаимодействия актера и зрителя. Предмет исследования – сценическое и зрительное пространство. Объект исследования – театральное сооружение. Методы исследования: теоретический – изучение данных архитекторов, культурологов, режиссеров и сценографов об организации зрительного и сценического пространства, аналитический – рассмотрение отношений актера и зрителя в этом пространстве. Для достижения этой цели было поставлено несколько задач: – изучить теоретический материал и определить основные понятия художественного и сценического пространства; – рассмотреть составляющие этих пространств, влияние отношений актера и зрителя; – выделить основные мысли и идеи формирования зрительного и сценического пространства и определить особенности организации сцены и зрительного зала. Структура работы состоит из: введения, двух основных частей, заключения и списка используемой литературы.

Читать дальше
Изучив исследования в области искусствоведения, культурологии было определено, что «зрительное пространство» — это вид «культурного пространства», а «пространство театра» определяется как статичное, локализированное театральное сооружение, где осуществляется коммуникация зрителя и актера. Было выяснено, что для установления контакта между зрителем и актером зрительско-сценическое пространство должно удовлетворять необходимым требованиям. Определить эти требования помог анализ трудов в области архитектуры, по вопросам функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации театральных сооружений, а также практическая деятельность советских режиссеров. Было выяснено, что комфортная среда современного зрительного и сценического пространства для взаимодействия актера и зрителя должна быть: трансформативной, адаптивной, универсальной, мультимедийной, с условной фрагментарностью, естественной, интегративной, структурной, динамичной, гибкой, мобильной, иммерсивной, технологичной. Выделенные качества способствуют максимальному воздействию на восприятие зрителя, а также обеспечивают вовлеченность зрителя в представление. Таким образом, рационально спроектированное театральное здание с качественно организованной внутренней средой способствует созданию наиболее благоприятных условий, которые позволят взаимодействовать актеру и зрителю во время представления. Для создания такой среды необходим комплексный подход, учитывающий все аспекты организации зрительного и сценического пространства.
Читать дальше
1. Савельев А.Е. Культура Древней Греции: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 461 с. 2. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре. Шеповалов В.М.//Сборник научных трудов: «Искусство и эстетическая культура». С. Пб., 1992, 149 – 157 с. 3. Как устроен зрительный зал в театре [Электронный ресурс] /. Мир театра, 2017. Режим доступа: http://www.mir-teatra.org/news/kak_ustroen_zritelnyj_zal/2017-06-08-121 (Дата обращения 20.03.2023). 4. Бачелис Т.И. Эволюция сценического пространства. (От Антуана до Крэга)//Западное искусство ХХ века. М.: Наука, 1978. 148 –149 с. 5. Лотман Ю. М. Семиотика сцены. – Театр 1980. № 1, 92 с. 6. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре. Шеповалов В.М.//Сборник научных трудов: «Искусство и эстетическая культура». С. Пб., 1992, 152 с. 7. Таиров А.Я. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970, 335 с. 8. Портнова Т.В. Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление // Олимп: наука и образование сегодня. 2016. № 6 (7). 95–97 с.. 9. Возгривцева К.И. Театральное пространство: культурологический аспект // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 35. 57–63 с. 10. Орлова Е.В. Сущностные характеристики театрального пространства и пространства театра // Аналитика культурологии. 2010. № 3 (18). 126–137 с. 11. Асташкин А.Г. Режиссер в пространстве современного театра // XLVII Огаревские чтения, Саранск: Изд-во Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 2019. 185–190 с. 12. Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 84 (10); 983–992 с. 13. Ермакова Е.В. Функционально-планировочные особенности сценического и зрительного пространства в театрах юного зрителя // Наука, образование и экспериментальное проектирование, труды МАРХИ, Москва: Изд-во Московский архитектурный институт. 2018: 424–426 с. 14. Анисимов А.В. Новые формы театральной архитектуры // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2012; № 2: 50–60 с. 15. Кожевников А.М. Современный театр-трансформер: учебно-методическое пособие для студентов архитектурного направления: бакалавриат-магистр // Отдел оперативной полиграфии МАРХИ. 2018: 97 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Расторжение трудового договора по инициативе работника
Количество страниц:
18
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Трудовое право
реферат
Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Количество страниц:
10
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Профсоюз как субъект права
Количество страниц:
21
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Трудовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image