?>
Введение 3 ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА» И «КОНЦЕПТ» В ЛИНГВИСТИКЕ 6 1.1. Национальная специфика языковой картины мира 6 1.2 Понятие концепта в лингвистике 9 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА II. КОНЦЕПТЫ ВРЕМЕН ГОДА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 16 2.1 Этимологический и образный слои в содержании концептов времен года 16 2.2 Национально-культурная специфика концептов времён года (зима и лето) 22 Выводы по второй главе 27 Заключение 28 Список использованной литературы 30

Национально-культурная специфика концептов времён года (зима и лето) на материале русского и английского языков.

курсовая работа
Языкознание
32 страниц
65% уникальность
2023 год
11 просмотров
Нысанова Э.
Эксперт по предмету «Филология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА» И «КОНЦЕПТ» В ЛИНГВИСТИКЕ 6 1.1. Национальная специфика языковой картины мира 6 1.2 Понятие концепта в лингвистике 9 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА II. КОНЦЕПТЫ ВРЕМЕН ГОДА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 16 2.1 Этимологический и образный слои в содержании концептов времен года 16 2.2 Национально-культурная специфика концептов времён года (зима и лето) 22 Выводы по второй главе 27 Заключение 28 Список использованной литературы 30
Читать дальше
В 19 веке В. Гумбольдт предложил концепцию влияния национального духа и национального характера, которые он сам определил в языке (3). По мнению немецкого ученого, "понимание самобытной жизни нации и внутренней структуры каждого языка зависит исключительно от способности видеть своеобразие национального духа в целом". Язык, с каждой тонкой нитью своих корней, сливается с силой национального духа. Язык нации - это ее дух, дух нации - это ее язык, и трудно представить себе что-либо более идентичное". Идеи Гумбольдта активно развиваются и в современной науке. Поэтому, по мнению Г.Д. Гачева, только через национальный язык, мощный инструмент такого проникновения, можно раскрыть особенности национальной культуры и проникнуть в суть национальной мир-психологии (13).


У нас возможно даже изготовление презентаций на заказ в Сургуте . Заходите на сайт и заполняйте форму.


. Языковая картина мира понимается как "совокупность представлений общества о действительности, зафиксированных в языковых единицах на определенном этапе развития". Концепция языкового образа мира позволяет глубже осмыслить отношения между языком и реальностью и процесс языкового "представления" реальности как сложный процесс человеческой интерпретации мира. С одной стороны, язык отражает внеязыковые особенности действительности, которые могут быть важны для носителей языка. С другой стороны, изучение языка позволяет носителям видеть мир в перспективе, предлагаемой родным языком, и знакомиться с концептуализацией мира, характерной для каждой культуры. Концептуализация, по мнению Г.В. Токарева, означает понимание процесса формирования концепта, концептуальной структуры и общего концептуального поля. Язык - это способ доступа к содержанию и структуре концептов, которые являются единицами человеческого сознания, понятийной сферы и мышления (7). Актуальность работы определяется обращением к историко-культурному подходу к исследованию концептов - наименее разработанному направлению концептологии; недостаточной изученностью проблемы культурного варьирования концептов с перцептивно-образным ядром; рассмотрением концептов как ментальных образований, принадлежащих различным языковым сообществам, различным лингвокультурам как в синхронном, так и в диахронном плане. Цель работы —изучить национально-культурную специфику концептов времён года (зима и лето) на материале русского и английского языков. Поставленная цель предполагает решить следующие задачи: 1) отобрать и систематизировать лингвистический и лингвокультурологический материал на тему «Времена года»; 2) определить теоретические подходы к рассмотрению концепта и методам его описания, а также основные базовые понятия; З) провести лингвистический анализ употребления ключевых слов «зима», «лето», в современном русском языке на основе собраннот языкового материала и данных лингвистических словарей; 4) выявить словесные образы времен года в русской художественной (преимущественно поэтической) литературе. Объектом исследования в курсовой работе, таким образом, является русская языковая картина мира и её определённый фрагмент — концепты времён года. Предметом — национально-культурная специфика концептов времён года (зима и лето) на материале русского и английского языков. В работе использовались традиционный описательный метод комплексный концептуальный анализ. В работе используются следующие методы: метод этимологического анализа, метод компонентного анализа, метод направленного ассоциативного эксперимента, контекстологический анализ, полевая методика, метод моделирования, концептуальный анализ. Эмпирической базой исследования являются данные русских и английских исторических, толковых, ассоциативных словарей (всего проанализировано 150 словарных статей) Текстовые источники включают произведения русских и английских поэтов. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дает новый материал для решения вопроса о культурном варьировании концептов. Полученные данные представляют научный интерес для исследователей в области когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, а также для специалистов, занимающихся вопросами взаимосвязи языка, мышления и культуры. Результаты исследования имеют значение для дальнейшей разработки проблемы соотношения универсального, национального и индивидуального в этнических языковых картинах мира. Практическая значимость курсового исследования заключается в возможности применения общих положений и выводов в лекционных курсах по общему языкознанию, лингвострановедению, культурологии. Материалы работы могут составить содержание спецкурсов и спецсеминаров по когнитивной лингвистике, психолингвистике, лингвокуль-турологии. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Понятие времени года является одним из важнейших в концептуальной области любой языковой картины мира и может быть отнесено к разряду универсальных. В русском языке концепт зима, лето представляет собой лексико-семантическое поле определенной иерархии, включающее в себя как основную, так и важную установку этого концепта, как составляющие времени года единого концепта. показать Языковые выражения (лексемы, словосочетания, фразеологизмы, антецедентные имена, словесные образы и др., относящиеся к современному языковому употреблению) и периферийные элементы (русские устаревшие, нереализованные или отдельные авторские единицы) Характеристика. Концепты зимы, лета в русской картине мира аккумулируются в семантике содержащихся в них лексических единиц и в различных реальных проявлениях появляющихся реальных предметов (состояния природы и погоды: цвета, звуки, запахи). увеличивать. , температура и т. д.) накапливается. ), а языковые и культурные традиции русского народа связаны с языковыми средствами, рейтингами, специфическими ассоциациями носителей языка (национальные и государственные праздники, религиозные и языческие обряды, события и имена в соответствующих языковых выражениях) существенно связаны с эмоции, выраженные Своеобразие этих понятий в мировой художественной (поэтической) живописи заключается, с одной стороны, в общелитературной традиции русской словесности, по сравнению с обыденным языком, согласно которому можно говорить о поэтической живописи. В расширении состава смысловых элементов концепта, в развитии многих идейных и с одной стороны вербальных образов отдельных авторов времен года. У русского и английского лингвокультурных сезонов много общего. Понимание сельскохозяйственных и метеорологических последствий каждого кодового часа как природных явлений сходится и находит те же выражения в языке: семантика, совместимость ключевых слов, пословицы, метафоры и прилагательные. Сходны и некоторые поэтические образы. Но в британском мировоззрении времена года имеют более философское значение и тесно связаны с тем, что люди думали о жизни на протяжении тысячелетий, а в русском мировоззрении важнее религиозные представления. Как дань традиции это иногда выражается, хотя и формально. Кроме того, многие языковые и культурные концепции, связанные с временами года, также отличаются. Комплексные исследования позволили создать конкретную картину сезонного мира, отражающую языковые и культурные особенности. Языковые материалы отражают внимание к нравственной жизни и поведению человека (через явления природы). Влияние религии на человеческое мышление неизбежно привело к внешним формам мышления в языке и литературных произведениях. Все люди имеют общее представление о языке, но совершенно идентичная языковая картина мира невозможна для представителей одной страны или представителей разных культур. Наконец, полностью понять и понять концепцию той или иной страны может только носитель его-носителя. С исследовательской точки зрения заслуживает внимания потенциал для более глубокого сравнительного анализа лингвистических понятий в двуязычных культурах. 
Читать дальше
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 2017. С. 267-279. 2. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 2022. 990 c. 3. Гольдберг В.Б. Основы лексической категоризации глагола. Типология структурно-семантических связей // Моделирование процессов функциональной категоризации глагола. Тамбов: Изд-во Тамбов гос. ун-та, 2020. С. 96-97. 4. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. С. 396-405. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Эксмо, 2016. 896 с. 6. Җамалетдинов Р.Р. Тел һәм мәдәният: Татар лингвокультурологиясе нигезләре . – Казан: Мәгариф, 2016. – 351 б. – Кол-во: 40 шт. (Татарстана, 2) 7. Замалетдинов Р.Р. Татарская культура в языковом отражении. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2014. – 239 с. – Кол-во: 45 шт. (Татарстана, 2) 8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. М., 2015. 990 c. 9. Илова, Е.В. Авторские ассоциации в концептуальном поле “theatre” (на материале одноименного романа У.С.Моэма) // Актуальные проблемы коммуникации и культуры – 6: сб. науч. тр. рос. и зарубежн. ученых. – Москва – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2017. – С.184-190. 10. Илова, Е.В. Некоторые аспекты исторического формирования концепта «театр» в британской лингвокультуре // Альманах современной науки и образования (языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии): межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В.Рябцева. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2017. — Ч.2. – С.127-129. 11. Илова, Е.В. Специфика идиостиля как составляющая анализа концепта // Альманах современной науки и образования. № 3(3) (языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы). – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2017. – Ч.1. – С.96-97. 12. Карасик В.И Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2014. 390 с. 13. Климкова Л.А. Нижегородская топонимия в языковой картине мира: монография /науч. ред. И.А. Ширшов; МГПУ. Арзамас: АГПИ, 2017. 394 с. 14. Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции // Язык и этнический менталитет: сб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2015. С. 13-24. 15. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002; Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2017. С. 141. 16. Концепты. Категории: языковая реальность: коллективная монография. – Изд-во: Иркутский государственный лингвистический университет. – Иркутск, 2019. – 388 с. - http://www.knigafund.ru 17. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 2018. С. 141-172. 18. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 2017. С. 280-287. 19. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы. М., 2016. 415 с. 20. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: учебное пособие. М.: Высш. шк. 2018. 168 с. 21. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2017. 1200 с. 22. Пиманова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Казань: Истоки, 2021. 191 с. 23. Фирсова Т.Г. Творчество А.А. Фета и русский фольклор: Дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2014. 990 c. 24. Шаклеин. В.М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. – Москва: Флинта, 2012. - http://www.knigafund.ru Апресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Интегральное описание языков и системная лексикография. Т.2. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 2015. С. 156-177.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА, КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» – 40.03.01. 2017. 415. ВКР
Количество страниц:
45
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Разработка программы по внеурочной деятельности «Декоративная роспись по дереву» для обучающихся 7-х классов
Количество страниц:
60
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Методы восстановления и поддержания оптимального функционального состояния
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image