ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5
1.1 Особенности организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении 5
1.2 Требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности обучающихся 14
1.3 Роль внеурочной деятельности в предметной области «Технология» 20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ» 27
2.1 Разработка рабочей программы внеурочной деятельности «Декоративная роспись по дереву» для обучающихся 7-х классов в МКОУ Тогучинского района «Ключевская средняя школа» 27
2.2 Разработка сценариев занятий по теме «Роспись изделий» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Читать дальше
Программа по внеурочной деятельности «Декоративная роспись по дереву» представляется важной для современного этапа решения проблемы духовной культуры молодёжи, которая могла бы быть частично решена в приобщении её к изучению художественных росписей по дереву и изучении технологий народных промыслов. В современных условиях, когда традиционная культура находится в состоянии пассивного бытования, задачей быстро эволюционирующей деятельности по развитию художественных ремёсел и промыслов, становится восстановление естественной культуры преемственности между поколениями Обращение к культурным истокам – насущная потребность сегодняшнего времени. Сегодня крайне редко можно увидеть сохранившиеся произведения исконного, рукотворного творчества, в основе которых лежит самобытная национальная культура
В связи с этим, народная традиционная роспись по дереву в промыслах России, как часть народного искусства, имеющая многовековые традиции, существует благодаря народным мастерам и рассматривается сегодня как притягательный источник не только для собирателей и любителей народного искусства, но и для художников-профессионалов, видящих в ней огромные художественные богатства
Целью программы является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, миро отношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании обучаемого понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всего обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.
Необходимо подчеркнуть, что занятия объединения «Художник росписи по дереву» не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Учащийся должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, т. е. нехудожественному знанию искусств.
Опыт общения с родным краем не должен быть забыт, он должен расширяться и применяться во многих заданиях данной программы(в рисунке – конструирование). В творческих заданиях осуществляется дальнейшее освоение ребенком изображения (линия, цвет), конструкции (композиция, формы).
Читать дальше
1. Алексеева Е.А, Морозова М.В. Проектная технология во внеурочной деятельности как способ реализации ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Видеонаука. 2018. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-tehnologiya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-kak-sposob-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 27.02.2023).
2. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М. : Просвещение, 2018. 96 с.
3. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkah-fgos-879299.html (дата обращения: 27.02.2023)
4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2021 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2021. С. 58-65.
5. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие. М.: Слово, 2020. 134 с.
6. Выгонов В.В. Я иду на урок в начальную школу: трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителей. М.: Владос, 2021. 140 с.
7. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М. : Просвещение, 2021. 111 с.
8. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М. : Просвещение, 2021. 225 с.
9. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа 2022. № 2. С.41-45.
10. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2021. №3. С. 15-26.
11. Зуева О.Л. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя. М: Илекса, 2016. 120 с.
12. Коликова Е.Г., Бабин Е.Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Технология» [Электронный ресурс]. // Концепт. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-v-predmetnoy-oblasti-tehnologiya (дата обращения: 27.02.2023).
13. Конышева Н.М Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: учебное пособие. М.: Владос, 2020. 88с.
14. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. Учебное пособ. Для студентов сред.пед. завед. М.: Академия,2019. 192 с.
15. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. М.:Ассоциация XXI, 2018. 296 с.
16. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом./учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2019.– 418 с.
17. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2021. - №6. – С. 3-7.
18. Малькова М.Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2015. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya (дата обращения: 27.02.2023).
19. Мастер-класс как современная форма методической [Электронный ресурс]. http://festivaL1september.ru/artides/531889/ (дата обращения 27.02.2023)
20. Махнёва Н. С. Развитие творческих способностей школьников при проведении мастер-классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 18. С. 95-98.
21. Махнёва Н.С. Выбор обьектов труда для использования на мастер-классах во внеурочной деятельности // Инновации в науке. 2017. №9 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-obiektov-truda-dlya-ispolzovaniya-na-master-klassah-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.02.2023).
22. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Учебно-методическое пособие. М.: Граф-пресс, 2018. 260 с.
23. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М.: Из-во: Скрипторий, 2019. 104 с.
24. Самарская С.В. Реализация программы «Моя Россия, страна моя» по учебно-методическому пособию "внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс" в рамках региональной апробационной площадки [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2019. №1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programmy-moya-rossiya-strana-moya-po-uchebno-metodicheskomu-posobiyu-vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-narodnoe-iskusstvo (дата обращения: 27.02.2023).
25. Усова С.Н. Профориентационная работа в пространстве деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Электронный ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-prostranstve-vneurochnoy-deyatelnosti-smeshannye-formaty-i-sovremennye-tehnologii (дата обращения: 27.02.2023).
26. Усова С. Н. Организация внеурочной деятельности обучающихся: нормативно-правовые, методические и технологические аспекты: учеб.-метод. пособие. М.: АСОУ, 2018. 128 с.
27. Хафизова Н. Ю. Культура использования педагогом дополнительного профессионального образования информационно-коммуникационных технологий // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 4(29). С. 108-111.
28. Янковская Е.А. Пермогорская роспись по дереву как средство активизации творческой деятельности учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/permogorskaya-rospis-po-derevu-kak-sredstvo-aktivizatsii-tvorcheskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 27.02.2023).
29. Benefits of Extracurricular Activities. [Электронный ресурс]. https://www.nordangliaeducation.com/pbis-prague/news/2021/09/21/benefits-of-extracurricular-activities (дата обращения: 27.02.2023).
30. Best Extracurricular Activities for Your Child or Teen. [Электронный ресурс]. https://www.verywellfamily.com/types-of-extracurricular-activities-2601430 (дата обращения: 27.02.2023).
Читать дальше