Введение 3
Глава 1. Плюрализм как философский принцип 4
Глава 2. Плюралистический идеализм Г.В. Лейбница 8
2.1 Многогранная личность Лейбница 8
2.2 Множество субстанций, или «Монадология» 9
2.3 «Теодицея», или Лейбниц оправдывает Бога 12
Глава 3. Плюрализм в различных сферах жизни современного общества 14
Заключение 18
Библиографический список 20
Читать дальше
Вся философия мира за счет тысячелетий развития человечества приняла плюрализм. Ведь уже древние представители этой науки признавали движение мнений в форме множества линий, позволяющих рассмотреть каждую проблему с бесконечного числа точек зрения. Это определило теоретическое осмысление подхода к бытию, помогая выявить существенное и общее в ходе кристаллизации единого подхода многих с учетом точки зрения каждого.
На основании вышеизложенного, следует, само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни.
Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний. Лейбниц сформулировал принцип «всеобщих различий», согласно которому мир состоит из различных, не схожих между собой вещей.
Лейбниц завершил развитие философской мысли XVII века, создав оригинальную концепцию плюралистического идеализма. Его идеи оказали большое влияние не только на его современников, но и на многие поколения более поздних философов. Идеи Лейбница в Россию принес в XIX веке немецкий философ Густав Тейхмюллер (1832–1888), основатель Юрьевской философской школы, последователями которого были философы Е. А. Бобров, Я. Ф. Озе, В. Ф. Лютославский и В. С. Шилкарский. Философию Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера продолжал А. А. Козлов, — по мысли прот. Василия Зеньковского, «первый яркий представитель философского персонализма (в духе Лейбница) в России». Лейбницианство весьма оригинально развивали и дополняли русские мыслители Н. О. Лосский, С. А. Аскольдов. Л. М. Лопатин, П. Е. Астафьев и основатель Московской философско-математической школы Н. А. Бугаев. Они порой качественно пересматривали аксиоматическую базу взглядов Лейбница, но, как правило, не проводили серьезного критического анализа его учения.
Читать дальше
1. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Том 1. —М.: Мысль, 1982. —
636 с. —Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_novoe_vremja/lejbnic_sochinenija_chetyreh_tomah_tom_1/10-1-0-624
2. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Том 4. —М.: Мысль, 1989. —
554 с. — Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_novoe_vremja/lejbnic_sochinenija_chetyreh_tomah_tom_1/10-1-0-624
3. Лейбниц Г.В. Труды по философии науки: Пер. с лат. / Вступ. ст. и примеч. Г.Г. Майорова. — М.: Книжный дом «Либроком», 2010 - 178 с.
Режим доступа: http://www.vixri.ru/d2/Lejbnic%20G.%20V._Trudy%20po%20filosofii%20nauki.pdf
4. Васильев В.А. Плюрализм: проблемы старые и новые // Преподавателю социально- гуманитарных дисциплин – 2014. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/plyuralizmproblemystarye-i-novye/viewer
5. Мефодий (Зинковский), иером.; Головина И. В. Монадология Готфрида Лейбница, философский персонализм и богословие личности // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. - № 4 (32). - С. 112–136. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monadologiya-got-frida-leybnitsa-filosofskiy-personalizm-i-bogoslovie-lichnosti/viewer
6. Саврей В.Я. Универсальный гений Лейбница в поисках синтеза науки, философии и богословия // Идеи и Идеалы - № 2(32) - 2017 – С. 9-15.
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnyy-geniy-leybnitsa-v-poiskah-sinteza-nauki-filosofii-i-bogosloviya/viewer
Читать дальше