Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников посредством дидактических игр 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Дидактическая игра: структура, виды 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формирования знаний об окружающем мире у младших школьников посредством дидактических игр 15
2.1 Организация и методы исследования 15
2.2 Результаты и обсуждение 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами были рассмотрены теоретические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников посредством дидактических игр. Анализ научной литературы показал, что в младшем школьном возрасте в развитии детей происходит ряд важных изменений. Происходит активное развитие свойств памяти (переключения, распределения, концентрации, объема, устойчивости), наглядно-действенное мышление сменяется доминирующим абстрактно-логическим мышлением, внимание начинает приобретать свойство произвольности и устойчивости, начинает формироваться эмоциональная зрелость. Учебная деятельность младшего школьника стимулируется познавательными и социальными мотивами.
Под дидактической игрой понимается вид развивающей деятельности детей, в процессе которой они осознают окружающий мир и получают обширные возможности для самовыражения, самопознания, а также проявления личного творчества и познавательной активности. Дидактические игры считаются эффективным средством развития не только знаний, но и внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления. В структуре дидактических игр выделяют дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Существует несколько классификаций дидактических игр: основываясь на используемом дидактическом материале, на содержании, на познавательном интересе детей, на характере игровых действий.
В экспериментальной работе приняли участие два класса, в одном из которых было проведено две дидактические игры, эти дети составили экспериментальную выборку. Второй класс составил контрольную группу. Сравнение после педагогического эксперимента по применению дидактических игр в экспериментальном классе и контрольном классе показало более высокие показатели знаний в классе, где были проведены дидактические игры. Подтверждением успешности экспериментальной работы также служат результаты диагностики по методике Н.С. Жестова «Определение экологической культуры», которые показали более высокие результаты в экспериментальном классе.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством формирования знаний об окружающем мире и может успешно применяться в работе с младшими школьниками. Поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. - Екатеринбург. – 2018 – 109 с.
2. Контемирова И.И. Дидактическая игра как средство речевого развития ребенка / И.И. Контемирова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т.2. – №5. – С. 5-10.
3. Мамедова Л.В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе «изучаем мир, играя» / Л.В. Мамедова, Р.Р. Мирзаянова // Современное педагогическое образование. – 2021. – №6. – С.14-19.
4. Мельник А.О. Сущность понятия «дидактических игры» и роль дидактических игр в процессе обучения / А.О. Мальник, Н.М. Бухалина, С.П. Тетеркина, Е.А. Журавлева // Интерактивная наука. – 2022. – №6. – С. 47-48.
5. Мурсалова А.Г. Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении окружающего мира / А.Г. Мурсалова // Научный альманах. – 2015. – №10. – С.319-322.
6. Нуриева А.Р. Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников на предмете окружающий мир / А.Р. Нуриева // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2021. – № 6 – С.20-25.
7. Павловская Н.К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или как развить мотивацию в начальной школе / Н.К. Павловская // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 101-104.
8. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов ./ Е.О. Смирнова. «Питер», 2018. – 304 с.
9. Соколова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры школьников / А.В. Соколова // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. №3 . С.16-23.
10. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 384 с.
11. Юсупова Э.К. Дидактическая игра как средство формирования знаний об окружающем мире у учащихся в 3-ем классе / Э.К. Юсупова // В сборнике материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Молодые исследователи». – Грозный. – 2023. – С. 509-514.
Читать дальше