ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5
1.1. Сущностные аспекты эстетического воспитания 5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 11
1.3. Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания 15
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 20
2.1. Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста 20
2.2. Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Приложение 1 33
Приложение 2 39
Читать дальше
Проблема эстетического воспитания достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам проанализировать литературу по данному вопросу и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание занимает действительно важное место во всей системе воспитательного процесса, ибо за ним стоит развитие не только эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее основных качеств, ее духовных потребностей, ее нравственные качества. Идеал, личные и социальные представления, мировоззрение.
Все эти особенности развиваются у человека под влиянием различных факторов. Воспитательное значение имеют природа, работа и та действительность, которая нас окружает: жизнь, семья, межличностные отношения, все, что может быть прекрасным. Являясь главным носителем красоты, искусство является и средством эстетического воспитания.
Влияние эстетических явлений жизни и искусства на человека может происходить как преднамеренно, так и стихийно. Важную роль в этом процессе играет школа. В учебную программу включен такой предмет, как искусство, где младшие школьники знакомятся с народными декоративно-прикладными искусствами. Анализируя литературу, результаты нашего урока, был сделан вывод, что народные промыслы являются важным средством эстетического воспитания.
Исследования показали, что познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству у младших школьников достаточно высок, а наличие интереса является первым условием успешного обучения. Кроме того, материал по народным художественным промыслам обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия проникает в детское сознание и формирует эстетические качества человека.
Это подтвердило нашу гипотезу, сформулированную в начале работы. На самом деле эффективность эстетического воспитания на занятиях искусством во многом зависит от использования народных промыслов. Опытные педагоги, зная это, могут через народные промыслы вызвать настоящие эстетические качества человека: вкус, умение оценивать, понимать и создавать красоту. На наш взгляд, при проведении уроков изобразительного искусства, где имеются знания в области художественного рукоделия, можно рекомендовать развивать художественные навыки и умения с помощью «различных творческих заданий, так как это способствует повышению интереса учащихся. учащихся и более качественное закрепление материала. На наш взгляд, при планировании занятий искусством необходимо учитывать интересы, симпатии и предпочтения учащихся (юношей, девушек) по отношению к отдельным видам народных рукоделий.
Проводя всестороннее эстетическое воспитание младшего школьника, педагог обеспечивает формирование в будущем личности, сочетающей в себе духовное богатство, истинные эстетические ценности, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Читать дальше
1. Агзамова С.С. Эстетическое воспитание младших школьников на основе хореографии: Учебно-методическое пособие / С.С. Агзамова, Н.С. Сарваров. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2019. – с. 33.
2. Анисимова О.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / О.С. Анисимова, А.А. Койнова // Вопросы подготовки педагогов для образовательных организаций: Сборник научных трудов. - Хабаровск: ТГУ, 2022. – с. 14-18.
3. Арябкина И.В. Эстетическое воспитание младших школьников: междисциплинарный аспект / И.В. Арябкина, М.Д. Гвоздкова, Е.В. Шишканова // Эпоха науки. – 2022. - № 32. – с. 166-169.
4. Богатырева А.Б. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства: Методическое пособие / А.Б. Богатырева, К.О. Баранова, Е.А. Лупандина. – Оренбург: ОГПУ, 2020. – с. 54.
5. Бусыгина Ю.С. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников / Ю.С. Бусыгина // Вестник научных конференций. – 2022. - № 2-1 (78). – с. 21-23.
6. Гирвиц Г.И. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства / Г.И. Гирвиц // Личность в пространстве и времени. – 2021. - № 10. – с. 31-37.
7. Гончарова Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема: Т.5 / Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и образование. – 2022. - № 3-4. - с. 124-138.
8. Гусак Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства / Н.А. Гусак // Проблемы современной науки и образования. – 2018. - № 6 (126). – с. 95-98.
9. Игнатович В.Г. Эстетическое воспитание младших школьников: учебное пособие / В.Г. Игнатович. – Минск: БГПУ им. Максима Танка», 2019. – с. 179.
10. Колбациниди К.Ю. Декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания младших школьников / К.Ю. Колбациниди // Научная палитра. – 2022. - № 4 (38). – с. 46.
11. Кошеленко Д.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Д.А. Кошеленко, Е.И. Шешукова // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – с. 48-50.
12. Курбанова Ч.Ч. Эстетическое воспитание младших школьников / Ч.Ч. Курбанова // Вестник КГУ им. И. Арабаева. – 2018. - № 3. – с. 76-79.
13. Курбатова А.С. Об эстетическом воспитании младших школьников / А.С. Курбатова, Е.А. Новоселова // Начальная школа. – 2021. - № 6. – с. 11-13.
14. Павлова О.Ю. Организация эстетического воспитания младших школьников / О.Ю. Павлова // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли: сборник статей. – Казань: СитИвент, 2018. – с. 279-281.
15. Паукова Н.А. Система занятий по художественному труду, направленных на эстетическое воспитание младших школьников / Н.А. Паукова, С.В. Сабитова // Вестник научных конференций. – 2021. - № 10-3 (74). – с. 85-87.
16. Прокопенко Г.И. Искусство как основа формирования эстетических потребностей личности младшего школьника / Г.И. Прокопенко, А.В. Бабаян // Вестник педагогических наук. – 2021. - № 4. – с. 39-43.
17. Салихова А.А. Эстетическое воспитание младших школьников / А.А. Салихова // Форум молодых ученых. – 2018. - № 4 (20). – с. 1248-1250.
18. Точиева М.Р. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников / М.Р. Точиева // Студенческий вестник. – 2021. - № 2-1 (147). – с. 47-48.
19. Удалова Е.А. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы / Е.А. Удалова // Вестник научных конференций. – 2022. - № 11-4 (87). – с. 113-115.
20. Филиппова А.Ю. Методические рекомендации для родителей по эстетическому воспитанию младших школьников / А.Ю. Филиппова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. - № 4. – с. 59-65.
21. Юнусова Э.А.-Г. Проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе воспитательной работы / Э.А.-Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. - № 70-2. – с. 344-347.
22. Юнусова Э.А.-Г. Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников / Э.А.-Г. Юнусова // Глобальный научный потенциал. – 2022. - № 10 (139). – с. 79-81.
23. Ярышева А.Н. Культурно-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной музыкально-творческой деятельности / А.Н. Ярышева // Ростовский научный вестник. – 2022. - № 1. – с. 50-53.
Читать дальше