Надоело писать курсач ? Доверь это дело Work5.
А неуспешность дистанцирует человека, увеличивает степень недоверия между людьми, взаимодействие становится дефектным. Подготовка специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда, диктует необходимость учета ориентации современной отечественной системы образования на переход от модели воспроизводящего обучения к модели компетентностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является развитие личности обучающегося, его способности к самостоятельной деятельности, к самоорганизации и самоопределению, к раскрытию своего личностного образовательного ресурса и творческого потенциала. Приоритетной задачей российского образования становится формирование личности нового социокультурного типа: гуманной, духовной, нравственной, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, в самопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира, способной к активной творческой жизнедеятельности, ориентированной на субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе. Современные люди включены в различные системы отношений: к деятельности, к людям, к группам, к предметной деятельности, к самим себе, к своему «Я», к массовой информации [1старов]. Поэтому для формирования личности особую значимость приобретает социальная компетентность. В ее структуре можно выделить уверенность в себе для успешной профессиональной деятельности, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства личности. Проблема уверенности занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни. На сегодняшний день существует множество исследований, которые с разных позиций описывают и исследуют уверенность человека, но ни в одном из них нет четкого определения психологической сути понятия «уверенность». Обобщая данные различных авторов, можно сказать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность - это свойство личности, отражающее обоснованно самоуважение, целеустремленность, проявляющееся в самообладании и ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений, основанных на объективном знании и опыте. В имеющихся работах по изучению уверенности, в основном, преобладает аналитический подход. В настоящее время уже накоплен материал об отдельных сторонах уверенности, однако недостаточно изучена уверенность как целостное свойство личности. Уверенность как свойство личности ранее не изучалась в рамках целостно-функционального подхода. Данное исследование будет одним из первых, в котором излагается сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов, что, в свою очередь, дает возможность более детально изучить психологическую структуру уверенности, ее индивидуально-типические и возрастные особенности. Проблема исследования состоит в недостаточной изученности исследований связанных с влиянием возрастных особенностей на уверенность личности. Структура уверенности имеет свои типологические особенности, которые зависят как от внутренних условий, так и от средовых обстоятельств. В качестве факторов, влияющих на становление уверенности, могут выступать возрастные особенности людей зрелого возраста и подростков. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить формирование уверенности, как свойства личности у подростков и людей зрелого возраста (25-44 лет). Объект исследования: уверенность как свойство личности. Предмет исследования: формирование возрастных особенностей уверенности в себе. Гипотеза исследования: предполагается, что уровень уверенности в себе подростков и людей зрелого возраста, возможно, изменится, если разработать и реализовать программу формирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по теме уверенности личности в себе; изучить существующие исследования на данную тему; 2. Провести опрос и тестирование для определения уровня уверенности в себе у людей зрелого возраста и подростков; 3. Сравнить и проанализировать полученные данные; 4. Разработать и реализовать программу формирования уверенности в себе, подходящую всем возрастам исследуемых личностей; 5. Проанализировать эффективность работы по формированию уверенности в себе; 6. Сделать выводы относительно правильности гипотезы данной работы. Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы для исследования были взяты работы И.Л. Зиновьевой, В.Г Ромека, А.Бандуры, Г.Салливана, М.Селигмана, М.А. Селиверстовой и др. Методы и методики: для решения поставленных задач был использован комплекс методов: 1.Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; моделирование; обобщение; метод целеполагания; 2.Эмпирические: методика Райдаса, позволяющая оценить степень уверенности в себе, а также опрос респондентов. 3.Метод математической обработки данных: критерий критерий Манна-Уитни. Практическая значимость исследования представлена в расширении диапазона знаний о феномене уверенности в себе и о возрастных особенностях его развития. Теоретические и практические результаты исследования могут быть применены для разработки тренингов уверенного поведения, а также коррекционных и развивающих программ личностного развития. Полученные результаты также можно использовать для дальнейших исследований на данную тему. Характеристика эмпирической базы исследования: ГАУЗ Стоматологическая поликлиника № 65 и ГБОУ Школа № 1955. Структура и объем работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.