Право выполняет в современном обществе роль многофункционального регулятора весьма широчайшего круга общественных отношений, вынужденного реагировать на их стремительное преобразование. В связи с этим правовое регулирование сегодня зачастую носит ситуативный, фрагментарный, а порой и импульсивный нрав, из-за чего современный человек весьма часто просто не успевает размышлять над тем, сколь глубоко оказываемое правом воздействие на его жизнь, его сознание и адекватно ли вообще правовое регулирование природе тех отношений, которые сегодня ему подлежат.
В полной степени целое восприятие процессов, которые происходят в современном обществе, запущенных использованием правовых инструментов, осложняется и тем, что новейшее право представляет собой открытую структуру. Помимо этого, в достаточно перенасыщенном различной информацией социальном пространстве сформулировать научно-обоснованное, достаточно объективное мнение, а также просто собственную точку зрения становится все сложнее. Это обусловлено тем, что достаточно затруднительно избежать уже готовых и, как правило, «крайних», собственных или привнесенных, в основном – неизбежно идеологических — «штампов общественного сознания», которые накладывают свой отпечаток на отношение к закону и его последствиям.
Поиск оснований концептуальности правопонимания — это исследование права и правоприменительной практики на уровне концептуального мышления и обобщения, в котором главным образом проявляется способ юридического мышления, соответствующий методу правового познания, характерному для теоретической юриспруденции. Однако этот метод понимания права не является единственным в юриспруденции. Исторически сложилось так, что принято проводить различие между практикой, догмой и доктринальными формами.
Следовательно, содержание догматического (концептуального) метода права предполагает диалог на концептуальном уровне права, то есть диалог на уровне значимой мыслящей единицы права, выражающей то, что имеет отношение к ней в конкретных обстоятельствах. Следовательно, на уровне концептуального понимания права, исследование явлений, характеристик, свойств, процессов и т.д., представляющих интерес. Появляясь в виде концепта, его можно наглядно назвать «живым», то есть концептом, непосредственно содержащимся в процессе юридического мышления, а, следовательно, содержащимся в различных контекстах, связанных с формированием смысла закона. Каждое понятие привносит свое в содержание этого концепта, и его содержание изменяет, ограничивает, дополняет и наполняет его таким образом, чтобы вы могли охватить концептуальный смысл соответствующего понятия.
Следовательно, основой концепции правопонимания является нахождение концептуальной основы права – основой для определения значения закона является формирование понятия, связанного с правом, и, следовательно, задействовано его содержание. Следовательно, можно также сказать, что концептуальная основа правопонимания - это основа его содержания, а концептуальная основа права - это содержательные характеристики права. В связи с этим концептуальность (понятийная основа) присуща только содержательным типам правопонимания, и эти понимания не будут сводить правовые концепции к внешним проявлениям последних.
Понимание самой сути природы любого свойства, явления или процесса в области права в конечном счете зависит от того, насколько интересующие в данный момент времени юридические характеристики связаны с концептуальной основой права, то есть с этой базовой правовой категорией, отношение к которой определяет правовое мировоззрение, а значит, и понимание права самого по себе.
Все это позволяет сделать вывод о том, что концептуальная основа права представляет собой «идеологический каркас» юриспруденции, который определяет природу и сущность права, содержание (характер) существенных проявлений, различных по своей сфере и внешним проявлениям.
В современной российской юриспруденции не существует единой концепции правопонимания. Это связано с тем, что современное развитие правопонимания происходит в контексте постмодернизма, для которого характерна определенная исследовательская парадигма, связанная с отказом от социального познания, раскрывающего единую истину всех людей. Это привело к появлению междисциплинарного характера социально-когнитивных дисциплин. Существование нескольких концепций правопонимания не свидетельствует о его кризисе, а, напротив, является необходимым условием существования сложного социального явления - права.
Поэтому очевидно, что в современных условиях правовой реальности проблематика типологии правопонимания постепенно выходит на новый уровень, на котором основные вопросы становятся основой философии, позволяя нам выражать и объединять в различных формах.