ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
1 ФРАКЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА В РФ................................ 5
1.1 Фракция как особая форма работы политических партий в парламенте......... 5
1.2 Реализация правового статуса депутата через депутатские фракции.............. 7
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФРАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТОВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН......................................... 9
2.1 Особенности фракционной деятельности парламентов стран Евросоюза: сравнительный анализ................................................................................................ 9
2.2 Особенности фракционной деятельности парламентов стран постсоветского пространства: сравнительный анализ...................................................................... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 13
Читать дальше
По итогам проведённого исследования представляется возможным сделать следующие основные выводы.
1. В законодательстве России, постсоветских государств и странах Евросоюза отсутствуют отдельные законодательные акты, направленные на регламентацию деятельности политических фракций. В курсовой работе аргументирована необходимость принятия соответствующего закона.
2. В России под фракцией следует понимать созданное внутри законодательного органа и зарегистрированное в установленном порядке объединение депутатов определённой политической партии, задачей которого является реализация политической позиции, выработанной партией по определенному кругу вопросов. Фракции создаются в парламентах всех уровней.
Принадлежность к политической фракции является правом депутата, что подтверждается наличием в Государственной Думе РФ независимых депутатов. Вместе с тем, членство во фракции видится предпочтительным, поскольку структурирует и систематизирует работу парламента.
3. Парламенты европейских государств работают на основе фракционной системы. Важным элементом демократического режима является формирование политических фракций без учёта территориальных, этнических и иных особенностей. В странах СНГ отсутствует правовое регулирование правового статуса парламентских фракций, что видится упущением действующего законодательства. Закрепление прав и обязанностей фракций на уровне их внутренних актов признано мало эффективным. В связи с этим в курсовой работе сделан вывод о целесообразно принятие в России федерального закона, направленного на регулирование вопросов создания политических фракций, членства в таких фракциях, а также объёма их прав и обязанностей. В частности, данный нормативный акт должен разрешить такие спорные вопросы как основания и возможность исключения депутата из состава фракции
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / Российская газета, № 130, 08.07.1999
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Российская газета, № 202, 08.10.2003
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Российская газета, № 106, 15.06.2002
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 21.12.2022) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / Российская газета, № 37, 25.02.1998
Литература
6. Волкова Е.А. Изменение регламентов палат российского парламента: cui prodest? // Конституционное и муниципальное право. 2010. №5. С. 63 – 67
7. Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в российском парламенте // Конституционное и муниципальное право. 2006. №7. С. 35 – 37
8. Куликов В.В. Место и роль партийных фракций в парламентах стран Запада: сравнительный анализ / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 2. С. 97- 100
9. Куликов, Д. А. Фрагментация парламентов стран Европы с 1994 по 2014 гг. // Молодой ученый. 2019. № 29 (267). С. 77-81
10. Рахманов А.Р. Особенности фракционной деятельности парламентов стран пост-советского пространства: сравнительно-правовой анализ / International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 1-2 (64). С. 140 – 142
Интернет-ресурсы
11. Состав Государственной Думы / URL: http://duma.gov.ru/duma/deputies/8/ (дата обращения 28.03.2023г.)
12. Регламент Национального Собрания Армении / URL: http://www.parliament.am/parliament.php?id=bylaw&lang=rus (дата обращения 30.03.2023г.)
13. Закон Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» от 29 августа 2003 года №522-II / URL: https://lex.uz/docs/40283 (дата обращения 30.03.2023г.)
14. Регламент Бундестага Федеративной Республики Германия (с поправками от 04.10.22) / https://politsim.ru/threads/reglament-bundestaga-geschaeftsordnung-des-bundestages.2874/(дата обращения 30.03.2023г.)
15. Парламент Италии / URL: https://www.senato.it/en/parliamentary-business/senate-bodies/assembly (дата обращения 30.03.2023г.)
Читать дальше