ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти 5
1.1. Исполнительная власть – понятие и признаки. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации 5
2. Исполнительная власть в системе разделения властей 9
2.1. Разделение властей – теоретический аспект 9
3. Взаимодействие ветвей власти в системе сдержек и противовесов 15
3.1. Соотношение исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Государственная власть представляет собой систему, которую составляют три ее ветви: исполнительная, законодательная, судебная. Разделение властей означает независимость ветвей государственной власти друг от друга – не один государственный орган или ветвь не должны обладать всей полнотой власти, каждый орган осуществляет только свои функции, не подменяет деятельность другого органа государственной власти и взаимный контроль.
В свою очередь исполнительная является предопределяющей ветвью власти, которая способна заметно влиять на ход политической жизни, коренным образом изменить социальное положение страны. Исполнительная власть определяет основные направления политики государства; осуществляет основные направления политики; мобилизует поддержку проводимой политики; осуществляет руководство в период кризисов, в силу того, что исполнительная власть имеет очень широкие узаконенные полномочия; осуществляет «церемониальное руководство» как символ единства национального государства.
Деятельность же исполнительной власти в немалой степени характеризуется закрытостью, несмотря на закрепление в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» принципа гласности как основного в деятельности федеральных органов исполнительной власти. По многим 55 вопросам, находящимся в компетенции исполнительной власти, например, национальной безопасности, обороны страны, решения принимаются в закрытом режиме, поскольку они относятся к государственной тайне. Данное обстоятельство не позволяет быть исполнительной власти объектом постоянного контроля.
Среди причин доминирования исполнительной власти в системе российской государственной власти указываются следующие:
во-первых, численность государственных служащих, занятых в сфере исполнительной власти, составляет подавляющее большинство среди всех государственных служащих;
во-вторых, в ведении органов исполнительной власти находится исполнение бюджета всего государства. Они непосредственно распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами страны;
в-третьих, исполнительная власть обладает большими возможностями в правотворческой сфере. Пожалуй, ей принимается основной массив нормативных правовых актов во всех областях жизнедеятельности общества и государства.
Для более полного отражения всей сути исполнительной власти, необходимо раскрыть её признаки: легальность и легитимность; самостоятельность и независимость; универсальный характер; подзаконный характер; структурированность; организующий характер исполнительной власти; правоприменительный характер деятельности; применение легализованного принуждения.
Итак, статус исполнительной власти в Российской Федерации очень противоречив. С одной стороны, органы исполнительной власти аккумулируют огромные материальные и людские ресурсы, используемые ими в оперативной исполнительно-распорядительной деятельности. Тот факт, что именно исполнительная ветвь власти осуществляет непосредственное управление многими сферами жизни общества, ставит её над другими ветвями власти. Но, с другой стороны, органы исполнительной власти не имеют реальных правовых рычагов воздействия на другие ветви власти. Все эти обстоятельства опровергают представления классической теории разделения властей о равенстве всех ветвей власти.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 13.03.2023)
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
3. Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 223.
4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
6. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 346.
7. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (ред. от 30.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февр. 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. – № 4.
2. Решения мировых судей Октябрьского судебного района г. Кирова за 2020г. // СПС Гарант
3.
Учебная и научная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА – М, 2021. Т.1. – 671 с.
2. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. – Ростов н/Д, 2022. – 230 с.
3. Белая Н.П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития // Человек: преступление и наказание. – 2019. – № 4. – С. 123-125.
4. Буторина М.П. Закрепление принципа разделения властей на примере Конституций Российской Федерации и Эстонии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень, 2018. – 392 с.
5. Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.А. Виноградов, С.В. Васильева, М.Д. Мазаев; под общ. ред. В.А. Виноградов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 617 с.
6. Воскобитова Л.А. Судебная власть: возникновение, развитие, типология. Учебное пособие. – Ставрополь: Ставоропольсервис школа, 2020. – 128 с.
7. Гончаров В.В., Жилин С.М. Понятие исполнительной власти, ее место в механизме государственной власти в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Право и политика. – 2016. – № 2. – С. 310-324.
8. Коваль Т.А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2018. – № 10. – С. 112-125.
9. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. Сер. «Право». – 2019. – № 10. – С. 40-54.
10. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М.: Институт права и публичной политики, 2019. – 392 с.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 873 с.
12. Пархоменко А.Г. Парламент России и принцип разделения властей: история вопроса // Образование и право. – 2021. – № 9. – С. 3-10.
13. Санжаревский И.И. Политическая наука: словарь-справочник. Изд.6-е, испр. и доп. – Тамбов, 2019. – 451 с.
14. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало–М», 2021. – 685 с.
15. Шестакова О.В. Развитие принципа разделения власти Российской правовой наукой и его понятие // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 170-183.
16. Ярошенко Н.И. Место судебной власти в системе разделения властей // Вестник РУДН. – 2020. – № 3. – С. 10-18.
Читать дальше