ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………….6
1.1. Проблемы развития психологических процессов младших школьников 6
1.2. Особенности психологических процессов отстающих младших школьников 10
Выводы по первой главе………………………………………………….14
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОТСТАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..16
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы по второй главе………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………….28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Читать дальше
Проблема изучения развития познавательных процессов остается актуальной, особенно среди учащихся младших школьников. Ведь именно в раннем возрасте необходимо диагностирование и коррекция когнитивной сферы.
В первой главе нашей исследовательской работе мы рассмотрели теоретические аспекты, а именно раскрыли общий понятийный аппарат, понятие восприятия, внимания, мышления, также их виды, свойства и рассмотрели особенности развития познавательных процессов отстающих младших школьников. Также, мы изучили историю развития познавательных процессов и изучили их проблемы развития отстающих младших школьников. Внимание одно из главных условий развития познавательного процесса. Причинами недостаточного внимания школьника являются: СДВГ; хронические соматические заболевания, болезненность ребенка; индивидуальные особенности нервной системы; переутомление и перегрузки.
Во второй главе нашей работы мы провели диагностику неуспевающих и успевающих детей в образовательном процессе младших школьников. Исследование проводилось в первом и во втором классе на базе МОУ «Школа №10, всего задействованы 20 учащихся.
Нами проведены исследования познавательных процессов отстающих младших школьников в возрасте от 7 до 8 лет, ученики первых и вторых классов на базе МОУ «Школа №10 г. Клин.
Для участия в диагностике была осуществлена выборка 20 детей, 10 учащихся со средней успеваемостью и 10 учащихся с низкой успеваемостью в учебном процессе.
Представлен комплекс методик для исследования, включающий в себя четыре диагностических заданий на выявление уровня внимания, восприятия, мышления: методика «Чего не хватает на этих рисунках?»; Последовательность картинки (мышление); Кубики Коса; Изучение внимания (корректурная проба)
Мы выявили уровни развития познавательных процессов. Получены низкие результата внимания, мышления, памяти отстающих младших школьников, что означает подтверждение нашей гипотезы, у неуспевающих детей младшего школьного возраста снижены познавательные процессы.
На основании изложенного считаем, что цели и задачи, стоящие в рамках данного исследования достигнуты в полном объеме.
Исследование не претендует на исчерпывающие решения проблемы, в дальнейшем она может быть продолжена.
Читать дальше
1. Андерсон Л. В. Принципы обучения, преподавания и оценки.
– .:Лонгман, 2019.
2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. И. И Иванова. — СПб .: Норинт., 2020. — 56 с. 2.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2016.
4. Вοлкοв, Б.С., Вοлкοва Вοзраϲтная пϲихοлοгия. В 2-х чаϲтях. Ч.2: От младшегο шкοльнοгο вοзраϲта дο юнοшеϲтва: учебнοе пοϲοбие для ϲтудентοв вузοв, οбучающихϲя пο пед. ϲпециальнοϲтям [текст] / Б.С. Вοлкοв, Н.В. Вοлкοва, пοд ред. Б.С.Вοлкοва. — М.: Гуманитарный издательϲкий центр ВЛАДОС, 2020. — 343 ϲ.
5. Гальперин П.Я. Развитие внимания у детей школьного возраста [Текст] / П.Я Гальперин – М: СФЕРА − 2019 − 185 с.
6. Гамезо М. В Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2021 — 21с.
7. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов/ Под ред. М. В Гамезо .- М.: Просвещение, 2017. — 231с.
8. Горлова Е.Л. Вестник российского государственного гуманитарного университета, 2019. - С. 200−206.
9. Дубровинова И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей/ пособие для учителей/ И. В Дубровинова. — М.: 2020. [Электронный ресурс]// https://nikitenko.kuz-edu.ru/files/nikitenko/Книги/Dubrovina_I_V_i_dr_-_Mladshiy_shkolnik_Razvit.pdf
10. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества[Текст] / А. Я. Дудецкий. — М.,2014.
11. Дьяченко О. М. Развитие воображения [Текст]: учеб. для сред. пед. заведений/ О. М.Дьяченко — М.: 2018. — 47с.
12. Ермолов О. Ю. Внимание школьника Текст: учеб.пособие/ О. Ю Ермолов. - М., 2019.- 34с.
13. Закирина Л. А. Вопросы психологии [Текст]: учебник для вузов / Л. А. Закирина, Н. Ф. Бережная. — СПб.: Питер, 2018. — 85 с.
14. Знакοв В. В. Пοнимание в пοзнании и οбщении [текст] / РАН. — М.: ИП РАН, 2019. — 396 ϲ.
15. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. — 384с.
16. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. [Электронный ресурс]// https://balaevata.sch7-pav.ru/images/книги/полезная_литература/Н.П%20Локалова%20120%20уроков%20психологического%20развития%20младших%20школьников.pdf
17. Маклаков А. Г. Общая психология. учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2019. —364 с.
18. Матюшкин А. М. Педагогика [Текст]: / Под ред. А. М Матюшкиной. — М.:КДУ, 2018. — 67с.
19. Медведева, Н. Г. Формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / Медведева Наталья Геннадьевна. – Курск, 2019. – 23 с.
20. Михалева, А. А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников [Текст] / А. А. Михалева Екатеринбург: НИЦ "Л-Журнал", 2019. – С. 51−54.
21. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. [Электронный ресурс] // Начальная школа. — 2008. — № 6. — С. 13-15
22. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 2017.
23. Цетлин В. С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. – М., 2021.
24. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Знание, 2015. – 80 с.
25. Чечет, В. В. Книги, которые помогают нам понимать своих детей и взаимодействовать с ними [Текст] / В. В. Чечет − Мастерство online. – 2016. – № 1.
26. Щекотихина, И. В. Методологические принципы психологии и некоторые вопросы педагогической практики в концепции С.Л. Рубинштейна / И. В. Щекотихина // Образование и общество. – 2016. – № 3(98). – С. 91−93.
27. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М., 2000
28. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. – М., 2018.
Читать дальше