Актуальность данного курсового проекта заключается в том, что мораль права является, безусловно, наиболее часто цитируемым авторитетом в области верховенства права, и на нее часто ссылаются и в других дискуссиях. Интересно, что влиянию книги Фуллера не помешал тот факт, что ее главный аргумент глубоко двусмыслен. Фуллер утверждает, что его принципы законности составляют внутреннюю мораль закона.
Двусмысленность возникает, когда задается вопрос, на каком основании он утверждает это утверждение. На первый взгляд может показаться, что он намерен выдвинуть концептуальное утверждение о том, что мы подразумеваем и понимаем под законом. Фуллер намеревается использовать восемь принципов как концептуальные критерии права. То есть, когда деятельность какого-либо политического режима противоречит критериям, возникающий в результате социальный порядок должным образом не считается законом в правильном значении этого термина. Трудность с этим прочтением заключается в том, что Фуллер ничего не приводит в качестве аргумента, подтверждающего такое утверждение.
Выводы о проделанной работе позволяют констатировать такие особенности проведенного исследования:
отмечено значение концепции права Л. Фуллера для современной науки;
приведена краткая реконструкция данной концепции;
отмечен интерес к данной концепции в отечественной юриспруденции;
обоснована актуальность концепции права Л. Фуллера в проблемной области права и глобализации.
Поставленные цели исследовательской работы были достигнуты, задачи решены.
По итогам проведённого исследования можно сделать вывод, что принципы законности Фуллера могли бы дать хотя бы часть ответа: «не может быть никаких рациональных оснований утверждать, что у человека может быть моральное обязательство подчиняться правовой норме, которая не существует, или хранится в секрете от него, или которая появилась только после того, как он действовал», и так далее. Конечно, для обеспечения взаимности само по себе соблюдение принципов должно приносить гражданам какую-то пользу, независимо от того, какие существенные цели намерено преследовать правительство. К счастью, доставленный товар несложно найти. Помимо ранее упомянутого преимущества - возможности планировать свою жизнь на основе достаточно стабильных ожиданий, Фуллер также выделяет два дополнительных преимущества. Во-первых, соблюдая принципы законности, правительство подвергает свою политику публичной критике и тем самым вынуждено формулировать оправдания: когда «человек отвечает только перед своей совестью, он ответит более ответственно, если его заставят сформулировать принципы, на основе которых он действует», - замечает Фуллер.
Во-вторых, соблюдая принципы, правительство также вынуждено придерживаться определенной точки зрения или ориентации на человеческую природу: управление с помощью закона неизбежно предполагает приверженность мнению, что человек является или может стать ответственным агентом, способным понимать правила и следовать им, а также нести ответственность за свои нарушения.
Любое отступление от принципов внутренней морали закона является оскорблением достоинства человека как ответственного агента. Чтобы заслужить свою легитимность, правительства должны стремиться к созданию правовых порядков, которые являются публичными, надежными и уважающими достоинство своих граждан.
Таким образом, можно понимать восемь принципов законности как те конкретные принципы, соблюдение которых отвечает требованиям взаимности. Когда какое-то правительство не соблюдает их и «узы взаимности окончательно и бесповоротно разрываются», заключает Фуллер, «не остается ничего, на чем можно было бы обосновать обязанность гражданина соблюдать правила».
В пересмотренном издании «Морали закона» Фуллер добавил пространный «Ответ критикам» в качестве пятой главы. Его попытка ответить на критику Харта в этом ответе, должным образом проработанном, может послужить основой для интересного согласования нормативных и практических направлений аргументации. Процессуальная школа была заинтересована в разработке описания характерной природы и формы права, рассматриваемого как особый способ социального упорядочения. Особый интерес для Фуллера представлял контраст между двумя различными методами регулирования человеческого поведения, которые он назвал «управленческим руководством» и «законом». На это различие намекается в разных местах оригинального текста, но более четко оно прослеживается в ответе критикам. Эти два метода соответствуют двум совершенно разным подходам к регулированию: первый представляет собой «одностороннюю проекцию власти», при которой опытный менеджер применяет директивы к тем, кто находится в его ведении, тогда как второй представляет собой совместное осуществление «самоуправляемых действий», в которых правительство и граждане являются взаимными участниками.
Таким образом, восемь конкретных принципов законности действительно являются практическими условиями успеха для реализации решения о взаимном регулировании, но благоприятные последствия для человеческого достоинства и так далее, которые следуют за соблюдением этих условий, объясняют, почему решение было правильным. После публикации пересмотренного издания «Морали закона» в 1969 году Фуллер больше не вносил явного вклада в свои дебаты с позитивистами. Однако несомненно то, насколько ценной оказалась его книга для стольких людей за прошедшие годы.