ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Характеристика познавательных процессов младших школьников 5 1.2 Обзор методик исследования познавательных процессов младших школьников 16 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27 2.1 Диагностика познавательных процессов младших школьников 27 2.2 Практические рекомендации по развитию познавательных процессов у младших школьников 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

курсовая работа
Психология
35 страниц
35% уникальность
2023 год
16 просмотров
Ильченко Э.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Характеристика познавательных процессов младших школьников 5 1.2 Обзор методик исследования познавательных процессов младших школьников 16 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27 2.1 Диагностика познавательных процессов младших школьников 27 2.2 Практические рекомендации по развитию познавательных процессов у младших школьников 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Актуальность. Проблема исследования познавательных процессов и познавательного развития детей младшего школьного возраста на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Проблемой изучения познавательной сферы личности занимались многие педагоги и психологи (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн П.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Ростове приятно удивит. Закажи на Work5.


П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, А. А. Смирнов Д. Б. Годовикова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Н. Г. Маркова и др.). Проблеме поиска средств активизации познавательных процессов учащихся были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Проблема исследования познавательных процессов – одна из наиболее трудных не только в психологии, но и в педагогике, так как, являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития [2]. Данная тема не теряет своей актуальности, поскольку именно развитие познавательных процессов определяет усвоение ребенком культурного опыта человечества и является необходимым условием формирования умственных качеств личности ребенка, его самостоятельности, инициативности, успешности, творчества, что в свою очередь, способствует гармоничному становлению растущей личности [7]. Наиболее сенситивный период для развития познавательных процессов – это младший школьный возраст, при этом степень развития познавательных процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности ребенка [5]. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментальным путем исследовать развитие познавательных процессов младших школьников. Задачи: 1. Охарактеризовать познавательные процессы детей младшего школьного возраста; 2. Рассмотреть методики исследования познавательных процессов; 3. Подобрать методики и провести исследование развития познавательных процессов у младших школьников; 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Объект исследования – когнитивная сфера детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – исследование познавательных процессов младших школьников. Методы исследования:  теоретические методы (анализ, синтез, обобщение научной информации);  практические методы (опрос). Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования в практической деятельности педагогов и психологов образовательных учреждений. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Познавательные процессы – это психические явления, которые обеспечивают познавание, то есть восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, воображения, память и мышление. В младшем школьном возрасте существенно изменяется структура восприятия: совершенствуется предметное восприятие, оно приобретает продуктивный, осознанный, анализирующий характер. Важнейшей характеристикой познавательных процессов младших школьников является активное развитие речи, расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом для младшего школьника служит грамотная и богатая речь учителя. Изменения также касаются всех свойств и видов внимания, наиболее заметно развитие произвольности внимания. Особой умственной деятельностью становится воображение. В развитии мышления младших школьников отмечается усложнение его содержания и основных форм. Для изучения особенностей познавательных процессов у детей младшего школьного возраста существует множество методов и методик их диагностики. Необходимо заметить, что многие методики диагностики могут применяться и в развитии познавательных процессов. Диагностика познавательных процессов позволяет выявить отличительные особенности развития познавательных процессов у первоклассников, а так же уровень их сформированности. Результаты диагностики позволяют разрабатывать коррекционные и развивающие программы для формирования познавательных процессов в случае их недостаточного развития. В ходе экспериментальной части исследования была проведена диагностика познавательных процессов младших школьников. Для этого были отобраны три методики и обследованы 24 ребенка младшего школьного возраста. Одним из важнейших познавательных процессов является речь. Исходя из результатов проведенной диагностики, у большинства детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, наблюдается средний уровень развития речи и у третьей части – низкий уровень. Результаты диагностики восприятия показали, что примерно половина детей имеют средний уровень восприятия, на втором месте – низкий уровень. Анализ результатов исследования познавательной потребности показал, что у многих детей низкий уровень интенсивности познавательной потребности. Учитывая полученные результаты экспериментального исследования, были разработаны практические рекомендации для развития познавательных процессов младших школьников. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Ан-Чауечи Ю.Е. Развитие познавательного интереса младших школьников как условие развития творческой личности // В сборнике: Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей. – 2018. – С. 154-157. 2. Дадыко Н.Н. Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2022. – №9. – С. 39-45. 3. Заиченко О.С. Особенности развития познавательных интересов младших школьников. // NovaInfo. – 2022. – № 134. – С. 99-100. 4. Нальгиева Х.Л. Характеристика познавательных процессов младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. –2021. –№1. –С. 85-88. 5. Пилипенко Н.С. Специфика познавательных процессов младших школьников в учебной деятельности // В книге: Материалы XI российской (итоговой) научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых «Авиценна-2020». – Новосибирск. – 2020. – С. 237-238. 6. Распопова Н.В. Диагностика сформированности познавательных процессов младших школьников на уроках русского языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. –2018. – №8. – С. 106-115. 7. Суринова Р.Ф. Развитие познавательных процессов младших школьников // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. –2015. – С. 142-144.2. 8. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты Учебное пособие. – Москва, 2019. – 121 с. 9. Шакирова А.Б., Ибрагимова Г.Ф. Познавательные УУД как средство формирования познавательного интереса // В сборнике: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы IХ Международной научной конференции . – 2022. – С. 84-87. 10. Яковлев Б.П., Прибега А.В., Касьяненко-Божок Р.В. Высшие познавательные процессы личности: диагностика и методика их развития учебно-методическое пособие. – Сургут. – 2018. – 132 с. 11. Яхудина Е.Н. Адаптационные характеристики и уровень развития познавательных процессов младших школьников // В сборнике: XXII «Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. – 2018. – С. 215-218.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Внешняя политика Петра I: основные направления, достижения и успехи.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
курсовая работа
Правовое регулирование грузоперевозок
Количество страниц:
15
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Правоведение
курсовая работа
Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг
Количество страниц:
20
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image