Таким образом, приходим к выводу, что у сотрудников следственных органов, в сущности, нет возможностей отстаивать свои процессуальные решения перед непосредственным руководителем. Проведенные исследования показали, что 91,3% следователей системы МВД и 86,8% следователей Следственного комитета ни разу не обжаловали указания руководителя следственного органа.
Подводя итоги на расширенном заседании коллегии, посвященной итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год, Генеральный прокурор И.В. Краснов отметил, что число выявленных нарушений при производстве предварительного следствия и дознания составляет более 1,5 млн. нарушений.
Необходимо отметить, что нарушения при проведении любых следственных действий приводит к различным последствиям. В одних случаях это никак не повлияет на принятие судом правосудного решения, а в других случаях такие же нарушения могут поставить под сомнение часть либо всю систему доказательств, на которых основан приговор.
Таким образом, было выяснено, что роль прокурорского надзора и ведомственного контроля на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования достаточно велика. Деятельность этих органов по борьбе с нарушениями уголовного закона разнообразна, их совместной целью является устранение этих нарушений и восстановление нарушенных прав граждан. В ходе научной работы, можно понять, что нарушений нескончаемое количество и бороться с ними бывает очень нелегко. Во внимание нужно принимать зарубежный опыт, больше внимания уделять эффективности работы органов на данных стадиях, вовремя пресекать эти нарушения, чтоб впоследствии они не перерастали в более существенные, быстро реагировать на ошибки и принимать решения, соответствующие закону, эти меры, помогут избежать многие нарушения в законодательстве.
В работе определение понятия процессуального контроля руководителя следственного органа и его разграничению от ведомственного контроля, осуществляемого указанными руководителями, формулируется исходя из следующего:
— ст. 1 УПК РФ, как отмечено выше, закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается нормами УПК РФ и является единым для всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Исходя из чего следует полагать, что регламентирование процессуального контроля ведомственными нормативными правовыми актами не допускается;
— анализ правовых предписаний, изложенных в ст. 39, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст. 153, ч. 1 ст. 165, ч. 2 ст. 211, ч. 1 ст. 214, ч. 6 ст. 220 УПК РФ и др., свидетельствует о том, что целью процессуального контроля выступает обеспечение надлежащего применения следователями уголовно-процессуальных норм в досудебном производстве, недопущение ими нарушений закона, а также устранение этих нарушений и их последствий;
— процессуальный контроль руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания осуществляется от имени государства, а ведомственный контроль — от лица конкретного ведомства, осуществляющего процессуальную функцию предварительного расследования;
— целью ведомственного контроля является организация эффективной деятельности должностных лиц следственных подразделений. Это достигается применением руководителями соответствующих подразделений не процессуальных, а организационно-правовых методов, средств, принятием не процессуальных, а управленческих решений. Например, в целях обеспечения законности при производстве предварительного следствия следователями Следственного комитета Российской Федерации приказ от 15.01.2011 № 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» наряду с процессуальными полномочиями возложил на руководителя следственного органа ряд обязанностей: заводить контрольное производство по уголовному делу; контролировать своевременное направление прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК РФ (п. 1.11) и т.п.;
— возникающие в ходе организационного контроля правоотношения характеризуются как властеотношения; для них устанавливается субординационный, а не процессуальный характер взаимоотношений, складывающихся как между соответствующими руководителями следственных органов «по вертикали», так и между указанными должностными лицами и следователями1.
Изложенное позволяет заключить, что процессуальный контроль, регламентируемый нормами УПК РФ, является самостоятельной формой уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами: руководителем следственного органа и его заместителем в целях обеспечения надлежащего применения следователями норм УПК РФ; предупреждения совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений, не соответствующих уголовно-процессуальным нормам; устранения выявленных нарушений законности в досудебном производстве по уголовным делам.