Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Историографический обзор взаимоотношений раскольников с государством и церковью в XVII веке………………….5
1.1 Начало раскола русской Православной Церкви ………………….5
1.2 Большой Московский Собор……………………………………….8
Глава 2. Борьба со старообрядцами в XVII веке…………………14
2.1 Арест протопопа Аввакума и его сподвижников………………..14
2.2 Боярыня Морозова…………………………………………………16
2.3 Соловецкий бунт …………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………26
Список используемых источников ………………………………...29
Читать дальше
Гонения на старообрядцев в XVII веке были частью борьбы государства за укрепление своей власти и церкви за сохранение своих традиций. Однако, это привело к массовому преследованию и уничтожению старообрядческих общин, которые противостояли изменениям в церковной реформе.
Гонения на старообрядцев вызвали широкий общественный резонанс и неоднократно становились предметом критики со стороны интеллигенции и духовенства. Преследования не прекращались и в дальнейшем, но старообрядчество продолжало существовать, сохраняя свои традиции и обряды.
Сегодня гонения на старообрядцев в XVII веке рассматриваются как один из трагических периодов в истории России, который оказал негативное влияние на развитие культуры и общества в целом.
Так, в первой главе работы были рассмотрены основные причины, послужившие началом раскола Русской Православной Церкви. Были рассмотрены и проанализированы решения, принятые на Большом Московском Соборе и их последствия. Уход в отставку Никона стал одним из важных решений, которые повлияли на его дальнейшую судьбу и судьбу многих старообрядцев. За церковные реформы взялся непосредственно царь, поступая в некоторых моментах достаточно резко.
Во второй главе работы были рассмотрены гонения на одних из известных старообрядцев- протопопа Аввакума и Боярыню Морозову. Можно сказать, что деятельность государства и Церкви была взаимосвязана, а их решения и их мотивы были тесно переплетены между собой.
В течение восьми лет, пока Никон был удален от церковных дел и другой патриарх не был избран на его место, раскол успел распространиться по всей России.
Помимо этого, события, связанные с падением Соловецкого монастыря и казнью мятежников, оказали большое влияние на последователей раскола. Они надеялись на успех восстания обители, которое продолжалось несколько лет, и ожидали от него положительных последствий.
Состав участников Соловецкого восстания был очень разнообразен. Среди них были представители всех слоев общества - от бывших придворных до беглых крепостных. Это были люди из разных областей страны - от Урала до Литвы, от Дона до Поморья. Основное количество людей, которые присоединились к осажденному монастырю, было местным поморским населением. Они также оказывали широкую поддержку восставшим, посылая продукты и другие необходимые вещи в монастырь.
Однако постоянные жители монастыря играли определяющую роль в развитии соловецкой оппозиции, а не только вновь прибывшие люди. Основным органом управления во время осады оставался традиционный черный собор, который в период восстания получил новые функции и расширился.
Выходцы из Соловецкого монастыря сыграли значительную роль в истории старообрядчества, распространяя информацию о действиях и идеологических воззрениях повстанцев. Благодаря их деятельности Соловецкое восстание оказало серьезное влияние на развитие протестного движения.
Главным актом сопротивления властям стало вооруженное сопротивление, организованное повстанцами. Стрельба по царским войскам, которая стала постоянной реальностью восстания, вызывала неоднозначную реакцию внутри монастыря.
Некоторые выступали против стрельбы по царским войскам и отстаивали идеал безропотного страдания как образец поведения.
Идеология Соловецкого восстания формировалась в постоянной борьбе между двумя основными группировками - умеренной и радикальной. Численность и состав этих групп постоянно менялись внутри обители. Однако к концу восстания самыми решительными и радикальными стали представители определенной программы.
Неравномерный процесс формирования новой старообрядческой идеологии в ходе Соловецкого восстания был прерван разгромом и продолжался уже за пределами обители.
Однако, несмотря на поражение, суеверные не отчаялись, наоборот, с еще большей злобой и яростью ждали возможности снова восстать против правительства и отстаивать свои убеждения старообрядцев. Казнь раскольников Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания, которые находились в тюрьме в Пустозерске, но продолжали поддерживать раскол своими письмами и дерзко оскорблять Царское величество, произошла в первый день апреля 1681 года и еще больше разгорела страсти суеверных.
Читать дальше
1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1842.- Т. 4. -604 с.
2. Денисов С. История о отцех и страдальцах соловецких / под ред. Н. В. Понырко и Е. М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 272 с.
3. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovskij/russkoe-staroobrjadchestvo/
4. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х томах. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapterev/patriarh-nikon-i-tsar-aleksej-mihajlovich/
5. Крамер А.В. Раскол русской Церкви в середине XVII века. СПб., 2011.- 368
6. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.- 412 с.
7. Митрополит Макарий (Булгаков) История русского раскола, известного под именем старообрядчества. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkogo-raskola-izvestnogo-pod-imenem-staroobrjadchestva/#0_2_2
8. Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://klex.ru/x5w
9. Протоирей Павел Николаевский Материалы для истории раскола XVII века. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaevskij/materialy-dlja-istorii-raskola-17-veka/#0_5
10. Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской Церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). На материалах Требника и Часослова. Томск, 2008.- 300 с.
11. Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарий / отв. ред. А. Г. Маньков. М. - Л.: Наука, 1987. - 448 с.
12. Субботин Н.И. Дело партиарха Никона: историческое исследование. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbotin/delo-patriarha-nikona-istoricheskoe-issledovanie/#0_2
13. Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Кострома, 1889. - 304 с.
14. Черных В. Д., Быковская Г. А., Черенков Р. В. Основные причины и ход Соловецкого восстания/ В. Д. Черных, Г. А. Быковская, Р. В. Черенков // Грамота.- 2018. -№ 8(94).- C. 41-44.
15. Чумичёва О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. Автореферат. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://belstarover.org/wp-content/uploads/2018/11/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
Читать дальше