Введение 3
1. Историко-правовой аспект теории разделения властей: Дж. Локк и Монтескье 4
2. Реализация теории разделения властей в механизме современного государства на примере РФ 8
3. Проблемы реализации и пути решения теории разделения властей 16
Заключение 21
Список литературы 23
Читать дальше
Таким образом, подводя итог, стоит сделать несколько основных выводов.
Эпоха Просвещения считается основополагающей в развитии принципа разделения властей. Концепция Ш. Монтескье была применена в различных модификациях во многих странах. Помимо деления власти на три ветви, «отцами основателями» на основе идей Ш. Монтескье была разработана система «сдержек и противовесов», не позволяющая узурпировать власть одной из ветвей и стимулирующая их согласованное взаимодействие. Кроме того, было осуществлено разделение власти «по вертикали».
Принцип разделения властей стал основой и реальностью в устройстве системы ее государственной власти, это соответствует потребностям времени. В тоже время, есть основания признать, что действующая в России система государственной власти далека от совершенства и механизм разделения властей требует значительных изменений и трансформации, усиления роли законодательной и судебной власти в регулировании общественных отношений и разрешении споров между субъектами права, укреплении режима верховенства Конституции Российской Федерации и законности.
Для российского государства принцип разделения властей является относительно новым. При этом он обеспечивается различными источниками формирования ветвей власти, различными сроками полномочий органов, а также различной компетенцией органов государственной власти.
В результате поправок возникли соответствующие изменения в самой процедуре, определяющей взаимодействие органов власти, которые нуждаются в правовом регулировании с позиции их результативности. На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что изменения, внесенные в Конституцию, подтверждают идеи о президентской власти как самостоятельной ветви власти или же абсолютной власти, осуществляющей также общее руководство и координацию органов государственной власти.
На сегодняшний день было выявлено немалое количество проблем, связанных с реализацией теории разделения властей на практике. Было установлено, что механизм сдержек и противовесов, несмотря на ряд нюансов, стабильно функционирует, не допуская моноцентризма власти, в рамках горизонтального разделения властей. Вертикальное разделение как в системе государственной, так и в системе публичной власти довольно условно из-за упомянутой выше несамостоятельности элементов.
В этой связи определенными вариантами решения проблем являются:
1) на теоретическом уровне - выделение президентской ветви власти в отдельную ветвь, обоснованное его уникальным кругом полномочий;
2) закрепление на законодательном уровне условий осуществления Президентом необходимых в конкретной ситуации полномочий после оценки Конституционным Судом их соответствия принципу разделения властей и балансу полномочий органов государственной власти;
3) повышение самостоятельности регионов за счет снижения федерального участия в формировании региональных бюджетов путем расширения налоговых полномочий субъектов по бюджетообразующим налогам (отчислениям от федеральных налогов), перевод таких налогов в разряд региональных;
5) расширение объема самостоятельности органов местного самоуправления для обеспечения более полных возможностей реализации их полномочий и выполнения поставленных задач.
Главной задачей для России в сфере разделения властей является создание четко функционирующего механизма сдержек и противовесов, заполнение существующих пробелов в конституции, а также развитие процесса взаимосвязи и взаимодействия органов государственной власти.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения 13.04.2023).
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения 13.04.2023).
4. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения 13.04.2023).
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения 13.04.2023).
6. Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М., 2020. – 384 с.
7. Арановский К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии // Журнал конституционного правосудия. - 2020. - № 6. - С. 16-19.
8. Гаранин Д.А. Конституционные и уставные суды субъектов России в национальной судебной системе: прошлое, настоящее и будущее // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. - №4. – С. 21-26.
9. Гончаров В.В. О месте и роли Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти // Аграрное и земельное право. – 2021. - №2. – С. 91-99.
10. Джангирян Ж.Д. Соотношение теории разделения и единства властей // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 4. - С. 7-9.
11. Донков Ц.С. Развитие идеи принципа разделения властей // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2020. - №36. - С. 14-18.
12. Елисеева Г.В. Проблемы федерализма в Российской Федерации // Вестник СИБИТа. – 2020. - №34. – С. 153– 157.
13. Исмаилова Х.Ч. Президентская власть как самостоятельная ветвь государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 3. – С. 22–25.
14. Лакеева А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления // Молодой ученый. - 2020. - № 39. - С. 115-118.
15. Локк Дж. Два трактата о правлении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mnogobook.ru/ (дата обращения: 13.04.2023).
16. Монтескье Ш. О духе законов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения: 13.04.2023).
17. Райтер А.В. Государственное устройство // Государство и право. - 2021. - №35. - С. 12-14.
18. Рустемов К.Б. Проблемы реализации полномочий судебной власти в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2021. - № 24. – С. 135–136.
19. Синцов Г.В. Критерии деятельности органов законодательной власти // Государство и право. - 2020. - №16. - С. 9-11.
20. Суворова А.К. Признаки и принципы органов исполнительной власти // Наукосфера. - 2021. - № 21. - С. 230-233.
21. Шиянов А.В. Судебная система и судебное правотворчество в РФ // Вестник права. - 2020. - №44. - С. 33-35.
Читать дальше