ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей пятого года жизни 5
1.2 Развитие взаимопомощи в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема 10
1.3 Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОПОМОЩИ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 36
Читать дальше
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать ряд особенностей развития детей дошкольного возраста. Дети пятого года жизни характеризуется важными новообразованиями. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Существенные изменения затрагивают коммуникативную сферу, среди важных приобретений следует отметить развитие новых форм общения, соподчинение мотивов при взаимодействии в группе сверстников, ориентиры на личностные качества, что особенно ярко проявляется в игровой деятельности. Начинает складываться самооценка и формироваться осознание своего положения в группе сверстников. Повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния других людей, что является важной предпосылкой для развития взаимопомощи.
Взаимопомощь в дошкольном возрасте можно определить как содействие, при котором действия одного ребенка направлены на поддержку и облегчение действий другого ребенка. Основой взаимопомощи является процесс распознания состояния другого человека (эмпатией) и с умение соотнести свое поведение с моральными нормами. Можно выделить три уровня готовности к взаимопомощи: уровень прагматической готовности, уровень формально-ролевой готовности и уровень действенной готовности.
Также выделяют 4 компонента взаимной помощи: когнитивный; мотивационный; эмоциональный и деятельностный компонент. Развитие взаимопомощи в дошкольном возрасте наиболее эффективно реализуется через совместную деятельность по типу сотрудничества.
Понятие продуктивная деятельность рассматривается как превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). В отношении детей дошкольного возраста ее также определяют как вид досуга ребенка, цель, которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе. Одной из важнейших функций продуктивной деятельности является воспитание и развитие сотрудничества и взаимопомощи детей. Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста включают конструктивные и изобразительные виды деятельности:
конструкции, лепка из глины или пластилина; аппликация и мозаика; поделки; изготовление макетов.
С целью определения уровня развития взаимопомощи было проведено наблюдение за группой детей пятого года жизни в процессе продуктивной деятельности. Результаты показали, что только небольшое число детей в исследуемой выборке характеризуется высоким уровнем взаимопомощи, а также наличием альтруистической направленности мотивов взаимопомощи, такие дети с удовольствием были готовы помочь сверстникам. Для половины детей характерно поверхностное проявление взаимопомощи, т.е. помогают, но делают это без инициативы и особого желания, и не всегда были готовы прийти на помощь. Дети с низким уровнем, которые составили долю меньше половины от всей выборки, они отличались отсутствием желания к взаимопомощи, отказывались помогать другим детям.
Читать дальше
1. Андреев П.В. Проблема развития психологической готовности детей к взаимопомощи и этапы ее решения // В сборнике: Категория "социального" в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – 2015. – С. 8-14.
2. Андреев П.В., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2016. – Т.4. – №1. – С. 233-237.
3. Бахтиярова Н.Н., Бурнашева О.А. Организация деятельности по взаимоддержке и взаимопомощи детей-дошкольников // В сборнике: Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров. –ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». – 2018. – С. 192-194.
4. Войнова Т.П., Вовк Е.В. Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста: игра как средство формирования чувства сотрудничества // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54. – С. 94-103.
5. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
6. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 34-45.
7. Доржу М.Д. Актуальность воспитания в детях доброты и взаимопомощи в современных тувинских семьях // Мир образования - образование в мире. –2018. – №3. – С. 39-44.
8. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С.580-582.
9. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 580-582.
10. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов н/Д, 2018. – 367 с.
11. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2019. – 208 с.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2015.-464 с.
13. Мартынова Ю.В. Особенности воспитания взаимопомощи у детей дошкольного возраста в сборнике: актуальные вопросы в науке и практике // Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 195-198.
14. Пантелеева Н.Г.Коллективное творчество старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в условиях ДОО // Педагогика и Психология. Теория и практика. – 2022. – №5. – С. 17-21.
15. Рубинчик Ю. С. Истоки развития коллектива детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2015. – № 1. – С. 57–62
16. Рубинчик Ю. С., Третьяков А. Л. Взаимопомощь как один из компонентов формирования коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2021. – №1. – С. 17-22.
17. Тищенко Л.Г. Воспитание взаимопомощи у детей подготовительной группы // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Современные методики преподавания, обучения и воспитания». – Пенза, 2023. – С. 62-64.
Читать дальше