Ищешь сайт вкр ? Заходи на Work5.
Отечественные исследователи занимаются изучением социальной поддержки, в том числе Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, Л.В. Лифинцев, А.А. Лифинцева, А.Б. Серых, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова. Однако проблема социальной поддержки и механизмов её влияния на психологическое благополучие человека требует дополнительных исследований. Категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая берет свое начало в теориях гуманистического направления психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и уже позднее выделившегося в отдельное направление – экзистенциального (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй). Методологически проблема жизнестойкости так же берёт свое начало в понятиях гуманистической и экзистенциальной психологии, которая соотносится с такими понятиями, как «мужество быть» (П. Тиллих), экзистенциальное мужество (Р. Мэй), готовность действовать вопреки любой случайности и произволу (М. Хайдеггер), авторская жизнь (В. Франкл, И. Ялом). Теоретико-методологическая основа исследования: теория восприятия социальной поддержки Л.В. Лифинцева, А.А. Лифинцева, А.Б. Серых, А.Б. Холмогорова, концепция жизненной устойчивости С. Кобаса и С. Мадди. Анализ условий развития жизнестойкости исходил из основных положений концепции культурно - исторической обусловленности развития психики (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) и системного подхода к изучению психики (К. А. Абульханова, Славская, Б. Г. Ананьев), концепция психологического благополучия К. Рифф. Целью данного исследования является изучение связи жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки у подростков. Объект исследования: восприятие социальной поддержки подростками. Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки подростков. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки подростков. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы социальной поддержки и ее связи с психологическим благополучием и жизнестойкостью личностью. 2. Выявить восприятие социальной поддержки подростков с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с помощью контент-анализа. 3. Изучить социальную поддержку подростков с низким и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости посредством психосемантического дифференциала. 4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ психологического благополучия и жизнестойкости подростков с разным уровнем социальной поддержки. Методы исследования: 1. Организационные: сравнительный. 2. Эмпирические: Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) (С. Зимет; Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский. Опросник жизнестойкости (Осин, Рассказова (24 вопроса) Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (54 вопроса). 3. Методы обработки данных: методы математической статистики (методы описательной статистики, факторный анализ) с использованием программы SPSS 11.5 for Windows. Выборка: в исследовании приняли участие 60 учащихся МБОУ № 19, города Ижевска. (30 мальчиков и 30 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет. Практическая значимость работы заключается в сопровождении подростков с проблемами нарушения психологического благополучия и низкой жизнестойкости в ходе активного взаимодействия с миром. Полученный материал можно использовать в ходе разработки дисциплин «Психология личности», «Психосемантика», «Экзистенциальная психология».