?>
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи социальной поддержки и психологического благополучия 6 1.1. Теоретические подходы к пониманию восприятия социальной поддержки, психологического благополучия и жизнестойкости 6 1.2.Теоретико-методологические основы связи восприятия социальной поддержки на жизнестойкость и психологическое благополучие детей 21 Глава II. Организация и методики исследования 37 2.1. Этапы исследования 37 2.2. Методики исследования 38 Глава III. Результаты и их обсуждение 43 3.1. Результаты исследования с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с восприятием социальной поддержки посредством контентанализа 43 3.2. Результаты исследования с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с восприятием социальной поддержки средствами психосемантического дифференциала 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….63  

Связь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки у подростков

дипломная работа
Психология
30 страниц
80% уникальность
2023 год
16 просмотров
Кочнев А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи социальной поддержки и психологического благополучия 6 1.1. Теоретические подходы к пониманию восприятия социальной поддержки, психологического благополучия и жизнестойкости 6 1.2.Теоретико-методологические основы связи восприятия социальной поддержки на жизнестойкость и психологическое благополучие детей 21 Глава II. Организация и методики исследования 37 2.1. Этапы исследования 37 2.2. Методики исследования 38 Глава III. Результаты и их обсуждение 43 3.1. Результаты исследования с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с восприятием социальной поддержки посредством контентанализа 43 3.2. Результаты исследования с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с восприятием социальной поддержки средствами психосемантического дифференциала 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….63  
Читать дальше
Актуальность темы заключается в том, что социальным условиям в настоящее время отводится важная роль как факторам, формирующим сферу психологического благополучия личности. Психологическое благополучие подростка определяется наличием у него развитой системы социальных связей и отношений. При исследовании социального аспекта качества жизни рассматриваются как объективные характеристики (социально– экономический статус, социальная интеграция), так и характеристики, отражающие личностный план переживания социальной ситуации и взаимодействия с макро – и микросоциальной средой (в последнем случае речь идет о различных компонентах социальной поддержки). В связи с этим было принято решение исследовать взаимосвязь восприятия социальной поддержки подростками и их психологического благополучия и жизнестойкости. Понимание важности социальной поддержки подростков даст возможность прогнозировать их дальнейшее личностное развитие. Разработанность проблемы исследования.


Ищешь сайт вкр ? Заходи на Work5.


Отечественные исследователи занимаются изучением социальной поддержки, в том числе Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, Л.В. Лифинцев, А.А. Лифинцева, А.Б. Серых, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова. Однако проблема социальной поддержки и механизмов её влияния на психологическое благополучие человека требует дополнительных исследований. Категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая берет свое начало в теориях гуманистического направления психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и уже позднее выделившегося в отдельное направление – экзистенциального (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй). Методологически проблема жизнестойкости так же берёт свое начало в понятиях гуманистической и экзистенциальной психологии, которая соотносится с такими понятиями, как «мужество быть» (П. Тиллих), экзистенциальное мужество (Р. Мэй), готовность действовать вопреки любой случайности и произволу (М. Хайдеггер), авторская жизнь (В. Франкл, И. Ялом). Теоретико-методологическая основа исследования: теория восприятия социальной поддержки Л.В. Лифинцева, А.А. Лифинцева, А.Б. Серых, А.Б. Холмогорова, концепция жизненной устойчивости С. Кобаса и С. Мадди. Анализ условий развития жизнестойкости исходил из основных положений концепции культурно - исторической обусловленности развития психики (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) и системного подхода к изучению психики (К. А. Абульханова, Славская, Б. Г. Ананьев), концепция психологического благополучия К. Рифф. Целью данного исследования является изучение связи жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки у подростков. Объект исследования: восприятие социальной поддержки подростками. Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки подростков. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки подростков. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы социальной поддержки и ее связи с психологическим благополучием и жизнестойкостью личностью. 2. Выявить восприятие социальной поддержки подростков с заниженным и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости с помощью контент-анализа. 3. Изучить социальную поддержку подростков с низким и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости посредством психосемантического дифференциала. 4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ психологического благополучия и жизнестойкости подростков с разным уровнем социальной поддержки. Методы исследования: 1. Организационные: сравнительный. 2. Эмпирические:  Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) (С. Зимет; Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский.  Опросник жизнестойкости (Осин, Рассказова (24 вопроса)  Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (54 вопроса). 3. Методы обработки данных: методы математической статистики (методы описательной статистики, факторный анализ) с использованием программы SPSS 11.5 for Windows. Выборка: в исследовании приняли участие 60 учащихся МБОУ № 19, города Ижевска. (30 мальчиков и 30 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет. Практическая значимость работы заключается в сопровождении подростков с проблемами нарушения психологического благополучия и низкой жизнестойкости в ходе активного взаимодействия с миром. Полученный материал можно использовать в ходе разработки дисциплин «Психология личности», «Психосемантика», «Экзистенциальная психология».

Читать дальше
В связи с поставленной целью – изучение связи жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки у подростков выполнены следующие задачи: - был проведен теоретический анализ проблемы исследования социальной поддержки и механизмов ее влияния на психологическое благополучие и жизнестойкость подростка, - было изучено восприятие социальной поддержки подростков с низким и высоким уровнем психологического благополучия и жизнестойкости посредством психосемантического дифференциала. - выявлен уровень психологического благополучия и жизнестойкости подростков с разным уровнем социальной поддержки. В результате эмпирического исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь жизнестойкости и психологического благополучия с восприятием социальной поддержки подростков подтвердилась. Подростки с высоким уровнем восприятия социальной поддержки имеют высокий уровень вовлеченности, контроля и склонности к риску, а также способны противостоять социальному давлению, мыслить и вести себя независимо; сами регулируют свое поведение; оценивают себя, исходя из личных стандартов. Обладают чувством мастерства и компетентности в овладении средой; осуществляют разнообразные виды деятельности; способны выбирать или создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей. Обладают чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала; видят свой рост и экспансию; открыты новому опыту; наблюдают все большее совершенствование себя и своего поведения с течением времени; изменения отражают все большее познание себя и эффективность. Получают удовлетворение от теплых, доверительных отношений с другими; заботятся о благополучии других; способны к сильной эмпатии, привязанности и близости; понимают необходимость идти на уступки во взаимоотношениях. Имеют цели в жизни и чувство направленности; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего; имеют убеждения, придающие жизни цель; у них есть основания и причины для того, чтобы жить. Позитивно относятся к себе и своему прошлому; осознают и принимают свои разные стороны, включая как положительные, так и отрицательные качества. Подростки с низким уровнем социальной поддержки показывают противоположные качества. Изучение восприятия социальной поддержки и ее связи с психологическим благополучием и жизнестойкостью является перспективным. Социальная поддержка способствует развитию компетентности подростков в социальных отношениях, создает положительные отношения с окружающими людьми, влияет на постановку жизненных целей, способствует самопринятию подростков. Кроме того оказывает влияние на формирование таких важных качеств личности как: вовлеченность, контроль и принятие риска. Вовлеченность активизирует интерес к окружающему миру, контроль позволяет подростку принимать ответственность за свое поведение, принятие риска способствует получению нового опыта. Проведенное исследование имеет теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории можно утверждать, что социальная поддержка формирует личностные черты подростка, которые необходимы в жизни социального общества. С точки зрения практического применения выводы по работе привлекают внимание психологов и педагогов не только к проблеме утраты взаимосвязи между родителями и подростками (что наблюдается в большинстве случаев девиантного поведения подростков), но и к вопросам решения этой проблемы. Например, для оказания помощи родителям в вопросах установления крепкой и эффективной связи со своими подростками можно организовать лекторий для родителей и познакомить родителей с такими темами как: «Что такое родительский авторитет и как его укреплять», «В воспитании самое главное построение отношений» и т.п..
Читать дальше
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Выпуск 2, 2004. с. 82 – 90. 2. Афанасьев А., Афанасьева М. Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют. – М.: «Феникс»: 2019.– 156 с. 3. Батурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 4–14 4. Башкатов, С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: автореф. дис. канд. психол. наук. Челябинск, 2013. – 26 с. 5. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2013. – 455 с. 6. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. – №10. – С. 226–231. 7. Боулби Дж. Привязанность. Перевод с английского Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской.– М.: «Открытое общество», 2018.– 287с. 8. Бурмистрова Е.А. Взрослеем с подростком: воспитание родителей.– М.: Даръ, 2021. – 352 с. 9. Выготский: Л. С. Лекции по психологии /Л.С. Выготский : Перспектива, М.,2022. – 148 с. 10. Гиппенрейтер Ю. Воспитание подростка. – АСТ, М.,2021.– 160 с. 11. Гордон Ньюфелд, Габор Матэ Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. Перевод Е. Петровой, А. Абрамовой (3 изд.) М., Ресурс,2022.– 440 с. 12. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психол. наука и образование. 2009. – № 2. – С. 41–45. 13. Дженсен Ф.С., Натт Э.Э. Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров. М.: БОМБОРА,2019.- 368 с. 14. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93. 15. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. Спб., Питер 2019.– 896 с. 16. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Сп-б: Питер 2018– 484 с. 17. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 3– е изд.: Питер 2019.– 464 с. 18. Ланг Ундина Жизнестойкость. Устойчивость к стрессу Переводчик: Колмакова И. Ю. М.: Гуманитарный центр, 2021. – 232с. 19. Лифинцева А.А. Влияние межличностных факторов на психосоматическое здоровье подростков // Вопросы психологии / Ред. Е.В. Щедрина. – 2013. – №4 июль – август 2013. – с. 34– 44. 20. Лифинцева А.А. Субъективные факторы восприятия социальной поддержки: обзор современных исследований. // Наука и бизнес пути развития– Калининград. – 2012. –С.12-20. 21. Лифинцева А.А., Лифинцев Д.В. Концепции социальной поддержки: позитивные и негативные эффекты социальных связей в контексте субъективного благополучия человека // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 74—80. 22. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова.— М.: Смысл, 2018. — 63 с. 23. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. – СПб., 2018 —144 с. 24. Ньюфелд Г. Ключи к благополучию детей и подростков. М.: Ресурс, 2019.– 32 с. 25. Мадди С. – Теории личности. Сравнительный анализ / С.Мадди.– 2022 СПб: Речь, 2022. – 539 с. 26. Одинцова М. Психология жизнестойкости. Учебное пособие. М.: Флинта, 2022. – 292 с. 27. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун– т, 2021. – 146 с. 28. Райгородский Д.Я. Психология личности. Зарубежная психология в 2– х томах: БАХРАХ– М. М., 2021.– 1056 с. 29. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А: Жизнестойкость и ее диагностика Редактор: Леонтьев Д. А. Смысл, 2019 –159 с. 30. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2019. – 360 с. 31. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М.: Фонд «Система профилактических программ». – 2018. – 197 с. 32. Сирота Н.А., Цыганков Б.Д., Москвитин П.Н. Метод профилактической «психодрамы» в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. М: Медицина, 2021.– 248 с. 33. Соковикова А.А. Семья и подросток: методическая разработка. Иркутск: ГБПОУ ИО «ИРКПО» 2019. – 56 с. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2019. – 712с. 35. Умнстон Р. Как помочь ребенку повзрослеть. Иллюстрированное руководство для родителей по переходному возрасту. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2019. – 118 с. 36. Фоломеева Т.В. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. – 2014. – № 3. – С. 122–131 37. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: «Прометей», 2021 – 280 с. 38. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 2020. — 368с. 39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер 2021.– 606 с. 40. Ялда Т. Улс Добавьте в друзья своих детей. Путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху. М., Эксмо.2020.– 240 с. 41. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно- смысловой сферы личности // Психологический журнал. 2013. – Т. 34. – №5 . – с. 85– 95. Электронные ресурсы 42. Коваленко Петюлина Роль информационной поддержки в формировании мировоззрения и жизненной позиции несовершеннолетнего. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 10.03.2023) 43. Лифинцев Д.В. Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 11.03.2023) 44. Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) С. Зимет [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net (Дата обращения 01.03.2023) 45. Таблица корреляции Спирмена [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://statpsy.ru/correlation/tablica– correlations (Дата обращения 12.03.2023) 46. Семья как фактор психологического здоровья детей / Е. А. Иванова, А. Е. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63939/ (дата обращения: 21.03.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ доходов и расходов предприятия.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Понятие и виды сроков исковой давности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УКОКА
Количество страниц:
30
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Музееведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image