Попробуйте заказать сочинение в Воронеже и убедитесь в качестве.
В этой связи предпринятое исследование по истории изучения памятников археологии Горного Алтая представляется особенно актуальным. Актуальность представленной работы обосновывается также тем, что археологическое наследие используется группой населения в соответствии с ее собственными системами ценностей и требованиям повседневности. Во многих современных обществах различные оценки наследия и конкуренция за его использование часто лежат в основе конфликтов, которые приводят к широкой социально-культурной борьбе за признание и легитимацию . Помимо создания напряженности и подрыва стабильности в поликультурном сообществе, эти конфликты способны разрушить эффективное управление культурным наследием, способствуя физическому уничтожению объектов. Такая ситуация особенно заметна на примере конфликта и полемики о судьбе археологического наследия, обнаруженного на плато Укок в Республике Алтай. С позиции культурной функциональности археологическое наследие Укока выступает значимыми для современного общества памятниками и археологическими артефактами, которые представляют собой предметы древней материальной культуры, обнаруженные методом археологических раскопок. На основании этих археологических коллекций должны быть сконструированы музейные временные или постоянные экспозиции, тематические экскурсии, лекционные курсы, мастер-классы и тому подобное, презентующие археологическое наследие. Памятники археологии должны быть представлены широкой общественности посредством создания «музеев-памятников» и «средовых музеев», основывающихся «на музеефикации историко-культурной и природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами, и существующими между ними взаимосвязями» . Обзор современной учебно-научной литературы по исследуемому вопросу показывает недостаточность отражения процесса презентации археологического наследия Укока в научных публикациях, чем дополнительно определяется актуальность представленной работы. Объектом исследования является археологическое наследие горно-алтайского региона Укок не только в аспекте развития основных направлений археологического изучения отдельных регионов, но и в основном аспекте исследования представления наследия Укока музейными средствами. Предметом исследования являются памятники археологии Укока в контексте истории их изучения и презентации данного археологического наследия музейными средствами, основанными на музеефикации историко-культурной и природной среды. Степень изученности. Проблемой культурного наследия, ввиду ее особенной важности в развитии общества, занимаются многие российские и зарубежные ученые – философы, культурологи, историки и музееведы. Можно выделить несколько групп исследований. Первая группа публикаций отражает мнение культурологов и философов о культурном наследии. С философской и культурологической точек зрения рассматривали эту проблему Л.А. Климов, Т.С. Курьянова, А.П. Сергеев. А.А. Копсергенова отмечала, что культурное наследие «…выступает как совокупность всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраненный в арсенале социальной памяти» . Вторая группа связана с исследованиями историков, археологов. Среди историков тема археологических находок Укока более всего раскрывалась новосибирским археологом Н.В. Полосьмак , при участии которой проводились раскопки и интерпретировались обнаруженные артефакты. В лабораторных условиях предметы изучались специалистами Государственного Эрмитажа: художником-реставратором Н.А. Васильевой, ведущим технологом Л.П. Кундо, проблемы реставрации археологических находок поднимались в работах М.А. Быковой . Третья группа работ – это труды об археологических находках Укока в музеях и полемике об их месте в современном социокультурном пространстве. В статье Э.А. Белековой изложены данные об экспонировании мумии «алтайской принцессы» в Горно-Алтайском национальном музее им. А.В. Анохина . Ряд работ посвящен роли принцессы Укока в современных этнополитических процессах (Д.А. Михайлов, Е.А. Ерохина и др.) Степень изученности исследовательского материала отражена в трудах таких известных отечественных и зарубежных ученых, социологов, историков и археологов как В.И. Молодин , Т.И.Чикишева, Г. Плетц, Э.Робинсон. Цель данной работы – определить направления в исследовании археологического наследия музейными средствами, а также направления презентации и музеефикации археологического наследия на примере анализа материалов с плато Укок. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: – обосновать основные подходы к определению понятия «культурное наследие», «археологическое наследие»; – охарактеризовать направления в исследовании археологических находок плато Укок; - систематизировать исторические события, связанные с историей находок: от их обнаружения до современности. Хронологические рамки в связи с исследуемым наследием охватывают время начала раскопок, когда были извлечены артефакты с плато Укок в 1993 году, до современности, когда рассматриваются проблемы сохранения и презентации данного наследия музейными средствами. Территориальные рамки исследования охватывают Горно-алтайскую автономную область, на территории которой проводились раскопки и расположен Горно-алтайский национальный краеведческий музей им. А.В. Анохина, где презентуются археологические находки с Плато Укок, а также г.Новосибирск, где в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН исследуются артефакты. Методы исследования. Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы: – методы анализа и синтеза применялись на теоретическом уровне при изучении терминологии, связанной с археологическим наследием, при ознакомлении с коллекциями с плато Укок; – системно-исторический метод использовался при анализе археологического наследия Укока со времени раскопок до современности; – описательный метод применен при изложении материала данной работы. Источниковая база исследования включает опубликованные исследователями письменные источники, материалы Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина (новости музея, буклеты, каталоги выставок) , фотоматериалы , Интернет-источники: Природоохранный фонд Notivory , Национальная карта локальных культурных брендов России , Интернет-портал Дед Алтай .