Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по бизнес-планированию у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.
. В 1936 году было принято постановление ЦК ВКП «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом – повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде. Сегодня становится понятно, что А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. Современные исследователи обращаются к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике. В отечественной науке его называют человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. Поэтому изучение опыта воспитания А.С. Макаренко в настоящее время является одной из важнейших задач современной педагогики. Педагогические взгляды будущего директора Полтавской колонии, а затем трудовой коммуны и его отношение к профессиональной деятельности начали формироваться в Полтавском учительском институте, где он учился с 1914 по 1917г. Г.А. Созинова отмечает, что на Антона Макаренко сильное влияние оказал директор данного учебного заведения А.К. Волнин , который придавал большое значение трудовому воспитанию детей. У него же студент заимствовал принцип, по которому в будущем станет организовывать собственную педагогическую деятельность: «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» . Этот принцип основан на гуманном отношении педагога к воспитанникам: требовательность и строгость сочетаются с уважением и признанием человеческого достоинства. Примечательно, что, будучи студентом, А.С. Макаренко получил золотую медаль за сочинение «Кризис современной педагогики», где он размышлял о путях решения сложных образовательных проблем, повышении эффективности учебно-воспитательного процесса . В характеристике, данной А.С. Макаренко по окончании института директором А.К. Волниным и членами педагогического совета, подчеркивалось, что он «выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию; особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым очень много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку» . Вместе с тем, не только полученные глубокие знания по истории, социологии, политической экономии и истории социализма, логике, психологии, философии, литературе, но также и разносторонность личности, сильный характер, незаурядный ум помогли в дальнейшем А.С. Макаренко в его нелегкой работе с беспризорными детьми-сиротами, несовершеннолетними правонарушителями. На А.С. Макаренко также повлиял его брат Виталий, о котором в официальных биографиях советского периода никогда не упоминалось. С 1917 по 1919 г. братья вместе преподавали в Крюковском железнодорожном высшем начальном училище, где Виталий, участвовавший в гражданской войне, ввел элементы военной подготовки. Впоследствии Антон Семенович сделал то же в горьковской колонии . Будучи приверженцем гуманистического подхода к организации процесса перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, А.С. Макаренко считал, что формализм и обязательное выполнение всех требований не повысят эффективность исправления и не приведут к достижению главной цели. Работая с детьми, педагог действовал по принципу уважения к каждому воспитаннику. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920-х г. (начало педагогической деятельности А.С. Макаренко) по настоящее время, т.к. исследования педагогического наследия величайшего отечественного педагога А.С. Макаренко продолжаются и в настоящее время. Географические (пространственные рамки исследования): исследование охватывает всю территорию Российской Федерации, а также территорию Украины, так как свои педагогические идеи по воспитанию детей А.С. Макаренко осуществлял именно на территории этого государства. Объект исследования: педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Предмет исследования: процесс осуществления педагогической деятельности на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Историографический обзор: теоретическое и историко-педагогическое осмысление трудов и опыта A.C. Макаренко в контексте реалий современности непродуктивно без комплексного всестороннего анализа осуществленных ранее исследований этого наследия. На протяжении более 70 лет после смерти А.С.Макаренко его идеи были предметом исследования многих поколений педагогов и ученых. Известно множество работ о наследии A.C. Макаренко. В России защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций по отдельным аспектам наследия A.C. Макаренко. Такие выдающиеся деятели отечественной педагогики как М.В. Богуславский, В.Е. Гмурман, Б.Н. Есифов, А.И.Каиров, Ф.Ф. Королев, Э.И. Моносзон, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, Д.И.Фельдштейн и др. признают ценность наследия A.C. Макаренко. Несмотря на изменения социально-педагогической ситуации, исследования не прерывались, общественность проявляет постоянный интерес к наследию, накоплен обширный, существенный материал, требующий проблемного осмысления и актуализации в новых условиях. Цель исследования: изучение основ педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко. Задачи исследования: 1. Рассмотреть становление педагогических взглядов А.С. Макаренко; 2. Определить основные принципы воспитательной работы А.С.Макаренко; 3. Выявить особенности в воспитательной работе по системе А.С.Макаренко, а именно использование игры в воспитательном процессе; 4. Определить, какие принципы были положены в определение «педагогического мастерства» по А.С. Макаренко. Источниковая база исследования: основным источником данного исследования стало произведение Макаренко А.С. Педагогическая поэма, в котором он изложил свои педагогические идеи по воспитанию детей. Кроме того, в данном исследовании использовались произведения авторов советского периода (Богуславский М.В., Гмурма, В.Е., Каиров И.А. и др.) где они отразили основы педагогической деятельности А.С. Макаренко. Использовались в данном исследование и статьи периодической печати (Маланина Н. А., Петрашевич И. И., Сенченков Н.П., Терещенкова В.В.) где авторы доказывали, что педагогические технологии А.С. Макаренко остаются актальными и в настоящее время. Педагогическое творчество А.С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов гуманистов прошлого. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.