В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи.
Изучено состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, раскрыта сущность понятия «звуковая культура речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей культуры речи и включает звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов; паузы и логическое ударение, громкость и тембр голоса; ритм и скорость речи, речевое дыхание и пр.
Определены показатели и критерии уровня сформированности звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Критериями и показателями уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста являются:
1. Фонематическое восприятие
Показатель: Восприятие и дифференциация на слух звуков речи
2. Произносительная сторона речи
Показатель: Правильность и отчетливость произношения звуков.
3. Речевое восприятие.
Показатель: воспроизведение фразы с определенной интонацией
При формировании звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, необходимо помнить, что проведение только специальных занятий недостаточно, необходима также организация полноценной речевой среды, поэтому нами были разработаны рекомендации по организации речевой среды в группе детей младшего дошкольного возраста, а также планирование деятельности воспитателя с родителями по формированию звуковой культуры речи.
Читать дальше
1. Алексеева, М. М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 5-е изд. – М.: Академия, 2015. – 448 с.
2. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7 – 26 с.
3. Веракса, Н. Е., Развитие речи в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 72 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст]: учебник для вузов. / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2015.- 464 с. – (Стандарт третьего поколения).
5. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. – М.: Сфера, 2014. – 64 с.
6. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974 – С. 106-134.
7. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.–368 с
8. Радуга [Текст]: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 326 с.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 230 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: федер. закон № 1155-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 14.04.2023).
Читать дальше