ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Линейная модель коммуникации и теория двухступенчатой коммуникации. Основные понятия и принципы. 5
1.1. Определения, аспекты и принципы линейной модели коммуникации. 5
1.2. Критика линейной модели коммуникации 8
1.3. Основные принципы и понятия теории двухступенчатой коммуникации 9
1.4. Роль лидеров мнений и масс-медиа в теории двухступенчатой коммуникации 12
Глава 2. Сравнительный анализ линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации на практике 15
2.1. Методика исследования 15
2.1.1. Выбор методов исследования 15
2.1.2. Описание процедуры исследования 15
2.1.3. Обработка и анализ данных 16
2.2. Сравнительный анализ линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации 17
2.2.1. Преимущества и недостатки линейной модели коммуникации 17
2.2.2. Преимущества и недостатки теории двухступенчатой коммуникации 18
2.2.3. Сферы применения линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации 19
2.2.4. Результаты сравнительного анализа 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26
Читать дальше
В ходе данной работы были изучены и проанализированы две основные теории коммуникации: линейная модель коммуникации и теория двухступенчатой коммуникации. Основные результаты исследования можно сформулировать следующим образом:
1. Линейная модель коммуникации представляет собой простую схему обмена информацией между отправителем и получателем, с акцентом на воздействии отправителя на получателя. Однако эта модель не учитывает обратную связь и сложные социокультурные контексты, в которых происходит коммуникация.
2. Теория двухступенчатой коммуникации расширяет представление о коммуникации, включая в процесс лидеров мнений и масс-медиа, которые влияют на формирование общественного мнения и опосредуют взаимодействие между отправителем и получателем.
3. Обе модели имеют свои преимущества и недостатки, а также сферы применения. Выбор между ними определяется конкретными условиями исследуемой ситуации, а также целями и задачами, стоящими перед участниками коммуникации.
4. В ходе сравнительного анализа линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации были определены области, в которых каждая из моделей наиболее применима и эффективна.
5. Проведенное исследование является лишь одним из возможных подходов к изучению коммуникационных моделей. В будущем, исследователям предстоит дальнейшее развитие и совершенствование теорий коммуникации, учет новых информационных технологий и социокультурных тенденций, а также разработка новых методов и инструментов для анализа и оценки коммуникационных процессов.
На основе работы можно сформулировать следующие предложения по дальнейшему изучению темы исследования:
1. Исследование влияния новых информационных технологий, таких как социальные сети и мессенджеры, на коммуникационные модели и механизмы формирования общественного мнения.
2. Анализ эффективности различных коммуникационных стратегий и тактик в контексте современных коммуникационных технологий и медийного ландшафта.
3. Изучение возможностей интеграции линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации для разработки комплексных подходов к управлению коммуникационными процессами.
4. Исследование роли культурных и национальных особенностей в процессе коммуникации и их влияния на выбор и применение различных моделей коммуникации.
5. Разработка методик оценки эффективности коммуникационных кампаний с использованием разных коммуникационных моделей, что позволит определить наиболее оптимальные и эффективные подходы к организации и реализации коммуникационных процессов.
В целом, изучение линейной модели коммуникации и теории двухступенчатой коммуникации позволило глубже понять механизмы взаимодействия участников коммуникации и определить преимущества и недостатки каждой из моделей. Дальнейшие исследования в данной области могут существенно расширить теоретические основы коммуникационной науки и способствовать разработке новых эффективных инструментов для практической реализации коммуникационных задач.
Читать дальше
1. Березина Г.Н. Психология коммуникации: учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272 с.
2. Васильев В.Д. Теории коммуникации: учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. – 198 с.
3. Гербнер, Г. Массовое общение и человеческие коммуникации. – М.: Прогресс, 1973. – 365 с.
4. Дейк, Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
5. Жуков В.П. Психология коммуникации: учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2004. – 352 с.
6. Катышев П.К. Психология массовых коммуникаций. – М.: Издательство Аспект Пресс, 1999. – 254 с.
7. Лазарсфельд П., Берельсон Б., Годет Г. Теория двухшагового потока коммуникации // Социологические исследования. – 2000. – № 1. – С. 57-66.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 459 с.
9. Маклуэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.: Кучково поле, 2003. – 464 с.
10. Петровская Л.А., Райгородский Д.Я. Психология коммуникации: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 303 с.
11. Шеннон К., Вивер В. Математическая теория связи. – М.: Издательство иностранной литературы, 1963. – 116 с.
12. Katz, E., Lazarsfeld, P.F. Personal influence: The part played by people in the flow of mass communications. – New York: The Free Press, 1955. – 400 p.
13. Lasswell, H.D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas. – New York: Institute for Religious and Social Studies, 1948. – P. 37-51.
Читать дальше