ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Понятие и цели нравственного воспитания дошкольников. Формы, методы и средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 19 1.3 Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе инклюзивного образования 31 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ №10 МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» 38 2.1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 38 2.2 Разработка комплекса мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников с ОВЗ в детской образовательной организации 45 2.3 Анализ и итоги педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 Приложение 62

Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе инклюзивного дошкольного образования

дипломная работа
Психология
60 страниц
71% уникальность
2023 год
4 просмотров
Конькова К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Понятие и цели нравственного воспитания дошкольников. Формы, методы и средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 19 1.3 Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе инклюзивного образования 31 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ №10 МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» 38 2.1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 38 2.2 Разработка комплекса мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников с ОВЗ в детской образовательной организации 45 2.3 Анализ и итоги педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 Приложение 62
Читать дальше
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям [24]. В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ начинается формирование и воспитание нравственных качеств. Положительные качества поведения нужно прививать в системе, начиная с первых лет жизни и обеспечивая его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Ребенок с ОВЗ по своему поведению мало отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно назвать результатом недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть изолированы от своих сверстников, а наоборот, общаться с ними, что играет большую роль, не только в формировании нравственных качеств, но и в социальной адаптации.


Понадобилась контрольная работа срочно на заказ в Нижнем Новгороде ? Обратитесь в Work5.


. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка старшего дошкольного возраста в целях обогащения его социального опыта. Поэтому одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими различные физические или психические отклонения, в том числе и речевые нарушения, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Известно, что социальная интеграция детей с проблемами в развитии осуществляется успешно в условиях инклюзивного образования. Инклюзия - вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям. Поэтому, целью коррекционно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении стал поиск подходов к решению проблем нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Тема исследования: «Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе инклюзивного дошкольного образования». Проблема исследования состоит в определении сущности и содержания процесса воспитания нравственных взаимоотношений старших дошкольников в инклюзивном образовании, выявлении педагогических условий, способствующих эффективной организации данного процесса. Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе инклюзивного образования. Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе инклюзивного образования. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе инклюзивного образования. Гипотеза: возможно, что развитие нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации будет успешно, если будут выделены формы, методы, средства развития нравственного воспитания и будет представлен комплекс мероприятий для старшего дошкольного возраста по данному вопросу. Исходя из гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 2.Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 3.Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 4. Рассмотреть формы, методы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. 5.Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность гипотезы. Теоретическую-методологическую базу исследования составили работы таких авторов как: Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, Л. С. Выготский, М. И. Еникеев, А. В. Запорожец, С. А. Козлова,Т. А. Куликова, Г. Г. Кравцов, И. Ю. Кулагина, А. Н. Леонтьев, B. C. Мухина, В. Г. Нечаева,П. И. Пидкасистый,Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский,М. Ф. Харламов, С. Г. Якобсон и др. Поэтому тема работы достаточно актуальна в настоящее время. Методы исследования: Общетеоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; Эмпирические: изучение, наблюдение, беседы, тестирование, диагностика, обобщение опыта. Экспериментальная база исследования: МБДОУ Детский сад "Улыбка" г. Салехард в подготовительной группе №10 «Лесовичок». Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы. Второй этап - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития нравственных навыков и выявление уровня знаний о нравственных понятиях у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных. Третий этап - систематизация и обобщение результата, формулирование выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования. Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, обоснованы педагогические условия. Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, а также для студентов дневной и заочной формы обучения, высших и средних учебных заведений. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы на базе МБДОУ Детский сад "Улыбка" г. Салехард. Результаты исследования обсуждались на заседаниях объединений педагогов общеобразовательных учреждений г. Салехард. Структура дипломной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Читать дальше
В ходе работы достигнута основная цель по обоснованию и экспериментальной проверке эффективности использования комплекса занятий в формировании инклюзивной культуры старших дошкольников. Теоретический анализ проблемы формирования инклюзивной культуры позволил раскрыть понятия «инклюзивное образование». Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе. Инклюзивное образование включает три аспекта:  разработку инклюзивной политики;  развитие инклюзивной практики;  создание инклюзивной культуры. Инклюзивная культура - это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности. Анализ теоретических источников позволил определить важное значение инклюзивной культуры как фактора успешной реализации инклюзивного образования. Также были выявлены особенности инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении, а также раскрыты возможности комплекса занятий для формирования инклюзивной культуры детей старшего дошкольного возраста. В дошкольных организациях высокий уровень культуры поддерживается бескомпромиссной приверженностью всех участников образовательных отношений принципам инклюзивного образования и характеризуется восприятием различий детей и других участников образовательных учреждений как важного ресурса ДОУ; стилем повсеместного открытого общения между участниками образовательных отношений; желанием придерживаться принципам инклюзии, несмотря на возникающие сложности; пониманием общественной и политической природы инклюзии; бескомпромиссной приверженностью и верой в идеи инклюзии. Теоретический анализ послужил предпосылкой для проведения опытно - экспериментальной работы по формированию инклюзивной культуры старших дошкольников. Исследование проводилось на базе базе МБДОУ Детский сад "Улыбка" г. Салехард в подготовительной группе №10 «Лесовичок». В исследовании принимали участие 11 ребят старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет), в том числе дети с ОВЗ. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный. В качестве важных аспектов формирования инклюзивной культуры были определены уровень нравственного развития старших дошкольников. Для проведения диагностики были использованы две методики: 1) Проективная методика "Неоконченные рассказы" (А.М. Щетинина Т. П. Гаврилова), позволяющая оценить нравственное развитие дошкольников на основании изучения характера эмпатии дошкольников: эгоцентрической или гуманистической. 2) Наблюдение. На формирующем этапе осуществлялась разработка и реализация комплекса занятий по формированию инклюзивной культуры старших дошкольников. В работе описаны цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты, тематический план занятий по формированию инклюзивной культуры. Цель занятий - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими. Было проведено 10 занятий. После их реализации на контрольном этапе проведена повторная диагностика по вышеуказанным методикам. Обобщенные результаты оценки характера эмпатии и уровня сформированности эмоционального компонента нравственности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяют увидеть положительную динамику произошедших изменений. В группе стало меньше ребят с эгоцентрическим характером эмпатии. На основании данных результатов сделан вывод о снижении среди испытуемых дошкольников с низким уровнем сформированности инклюзивной культуры. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента по оценке нравственного развития старших дошкольников как важных аспектов формирования инклюзивной культуры позволяют сделать вывод о том, что разработанные и реализованные занятия по формированию инклюзивной культуры эффективны. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что процесс формирование инклюзивной культуры у детей-дошкольников будет эффективным, если использовать подготовленный комплекс занятий.
Читать дальше
1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. 2. Бреслав, Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 112 с. 3. Буре, Р.С., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений. / Р.С. Буре – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с. 4. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А. Л. Венгер. - Москва: Генезис, Ч.2. - 2007. - 127с. 5. Воронич, Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, №1 (16), 2013. - с. 17-20. 6. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Бype, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г Нечаевой URL: https://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202020/nechaeva_v_g_bure_r_s_zagik_l_v_vospitanie_doshkol_nika_v_tr-6D6AEB3CF1624.pdf (дата обращения: 14.04.2023). 7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 332 с. 8. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115 9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст| / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос.акад.образовании, 2009. - 00 с. - (стандарты второго поколения) URL: https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf (дата обращения: 14.04.2023). 10. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2018. - 640 с. 11. Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.04 / Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 2004. - 34 с. 12. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ А.В. Запорожец - М.,2009 – 176с. 13. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С.25–27. 14. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. - Москва: ТЦ Сфера, cop. 2015. - 160 с. 15. Копчёнова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников. Психолог в детском саду. 1999. №1. С.64 – 66. 16. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие] / Л. В. Куцакова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2007. - 135, [7] с. 17. Лаврентьева, Т.М. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М., Гном, 2004. - 144 с. 18. Малофеев, Н.Николаевич. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. - Москва: Просвещение, 2010. - 319 с. 19. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду. Текст: Кн. для воспитателя дет. сада / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 1989. - 144 с. 20. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: [По спец. "Дошк. воспитание" / Л. А. Каменева и др.]; Под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 1992. - 222 с. 21. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50. 22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки России № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 14.04.2023). 23. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / [Г. Э. Бреслав и др.]. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 - 334с. 24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 14.04.2023). 25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. 26. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/ Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2006. - 175 с. 27. Семенов, B. Д. Гуманистически-прагматический подход к организации педагогического процесса / B. Д. Семенов // Интеграция академической науки и высшего гуманитарного образования: материалы Рос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-21 марта 1997 г. / УрО РАН; Урал. гуманитарный ин-т ; [редкол.: В. В. Алексеев (отв. ред.) [и др.]. - Екатеринбург, 1997. - С. 207. 28. Сигимова, М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. Волгоград: Учитель, 2009. - 166 с. 29. Субботский, E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 26-37. 30. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 161 с. 31. Ульянкова, У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. 1989. №3. С. 21-36. 32. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: [теоретические основы, основные задачи, развитие речи в возрастных группах, педагогические условия] / О. С. Ушакова. - 4-е изд., перераб. - Москва : Сфера, 2017. - 95 с. 33. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия»// Молодой ученый – 2015. -№23 –с.102
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Перевод описаний невербальной коммуникации в художественных текстах
Количество страниц:
40
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Переводоведение
дипломная работа
Учебники истории нового поколения: анализ и применение в школьном курсе
Количество страниц:
37
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Нормы права: понятие, структура, виды
Количество страниц:
25
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image