ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
1.2 ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (КАТЕГОРИЯ НАРУШЕНИЯ СЛУХА) 7
ГЛАВА 2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 13
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 13
2.2 ИТОГИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 15
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (КАТЕГОРИЯ НАРУШЕНИЯ СЛУХА) 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Читать дальше
Организация консультирования семей обучающихся с ОВЗ, в частности, с нарушениями слуха, является важной задачей в современном образовании. Для решения этой задачи необходимо создать специализированные условия и методы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Консультирование семей детей с нарушениями слуха, может проводиться как индивидуально, так и в групповом формате. Оно должно включать в себя консультации по вопросам воспитания и образования ребенка, обучения его основам коммуникации и улучшению его слуховых навыков. Важно, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своих проблемах и что существуют специалисты, готовые оказать им помощь и поддержку.
Организация консультирования семей детей, у которых есть нарушения слуха, может осуществляться педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ. Эти специалисты должны иметь соответствующую квалификацию и знания в области специального образования и психологии.
Важным аспектом организации консультирования семей, детей с нарушениями слуха, является использование современных информационных технологий. Они могут быть использованы для проведения онлайн-консультаций и обучения родителей специальным техникам и методам работы с ребенком.
Подводя итог проделанной работы, можно прийти к выводу, что современная система социальной защиты все еще не полностью готова к эффективной поддержке детей с ограниченными возможностями и их семей. Необходимо улучшить материальную базу и активнее внедрять опыт, функционирующий в организациях, помогающих преодолеть специфические трудности этой категории населения.
В связи с этим, разработаны следующие рекомендации для повышения эффективности психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей со специальными потребностями:
• Создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам и их семьям, позволит обеспечить качественную работу с клиентами;
• Создание организованной системы оказания социальной помощи всем видам этой категории населения, а не только в отдельных организациях, позволит обеспечить всестороннюю поддержку этого направления;
• Расширение сети учреждений, занимающихся оказанием психолого-педагогической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушением слуха, позволит обеспечить лучшее качество помощи;
• Улучшение материальной базы организации, занимающейся социальной и психолого-педагогической работой с этой категорией населения, позволит обеспечить лучшее качество услуг и эффективность работы;
• Расширение информационной сферы и обеспечение доступа к необходимой информации специалистам и родителям, а также всему обществу в целом, поможет повысить уровень информированности и осведомленности в данной области.
В целом, организация консультирования семей обучающихся с ОВЗ, особенно категории с нарушениями слуха, является важной задачей для образовательной системы и направлена на достижение целей, которые были поставлены в рамках данной программы.
Читать дальше
1. Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Концепт. - 2020. - №11. - С. 28-40.
2. Белявский Б.В., Соловьева И.Л. Система работы по профоориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях // Специальное образование. - 2016. - №3. - С. 70-80.
3. Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации. - М: Сфера, 2017. - 64 с.
4. Бажукова О.А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №4. - С. 6-11.
5. Веденеева Т.Е., Зименкова Ф.Н., Чернецова Н.Л. Инновационный ресурс саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Наука и школа. - 2015. - №4. - С. 96-105.
6. Гамаюнова А.Н., Пискайкина А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. - 2013. - №4. - С. 20-27.
7. Жажева Д.Д., Хапачева С.М. Современные подходы подготовки будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №3. - С. 146-150.
8. Кокосова И.В., Адам В.Н., Еремичева С.Н. Управление процессом медико-психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС образования // Специальное образование. - 2017. - №6. - С. 94-97.
9. Карпова С.И., Любченко О.А. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С. 22-30.
10. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование. - 2015. - №9. - С. 67-74.
11. Митясова О.А., Лужкова О.А. Практика психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Столыпинский вестник. - 2023. - №2. - С. 737-748.
12. Новоторцева Н.В. Ранняя диагностика и коррекция нарушений психофизического развития детей // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1. - С. 87-92.
13. Полянских Л.В., Калашникова Л.Р. Комплексная программа профилактической коррекционной и реабилитационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья // Естественно-гуманитарные исследования. - 2014. - №9. - С. 120-130.
14. Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Часть 1. - М: Владос, 2020. - 285 с.
15. Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Часть 2. - М: Владос, 2020. - 390 с.
16. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - М: Инфра-М, 2023. - 178 с.
17. Стеблева Е.А. Консультирование родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - №2. - С. 76-80.
18. Стеблева Е.А., Кинаш Е.А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - №2. - С. 16-26.
19. Соловьева Т.А. Новый подход к управлению результатами включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2018. - №3. - С. 231-239.
20. Слюсарева Е.С. Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №7. - С. 324-327.
21. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. - М: Инфра-М, 2023. - 281 с.
22. Ткачева В.В., Болотова Н.П., Устинова Е.В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. - М: Инфра-М, 2023. - 203 с.
23. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование (+CD). - М: Владос, 2014. - 152 с.
24. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №4. - С. 203-206.
25. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О., Бородина А.В. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоров // Специальное образование. - 2017. - №7. - С. 227-230.
Читать дальше