Административное наказание, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Административные наказания, как критерий административной ответственности, составляют один из ключевых институтов в административном праве, являясь мерой указанного вида юридической ответственности. Мерой юридической ответственности являются лишь те меры административного принуждения, которые закреплены в статье 3.2 и рассмотрены в статьях 3.4-3.12 КоАП РФ, иные предусмотренные КоАП РФ меры принуждения административными наказаниями быть не могут (например, административное задержание, доставление, привод, временный запрет деятельности, личный досмотр и иные меры, связанные с обеспечением производства по делам об административных правонарушениях). Перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ виды административных наказаний в своей совокупности образуют систему.
Система административных наказаний включает в себя весьма различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Всего в ст. 3.2 КоАП РФ закреплено 10 видов административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
При назначении такого наказания как дисквалификация возникают некоторые проблемы. Так, только по 10 составам изучаемых правонарушений дисквалификация является безальтернативным наказанием (часть 2 статьи 5.27; часть 3 статьи 5.57; части 1, 2 статьи 6.18; часть 2 статьи 14.31.2; часть 3 статьи 19.7.1; часть 2 статьи 19.8.1; часть 6 статьи 19.30; часть 2 статьи 20.8 КоАП РФ). Нормы указанных статей предусматривают, что наказание в виде дисквалификации может применяться к качестве крайней и единственно возможной меры для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности должностного лица.
Снижение эффективности применения дисквалификации может также быть объяснено ещё двумя причинами: размером административного штрафа, являющегося альтернативой данного вида наказания в санкциях большинства статей КоАП РФ, и диапазоном срока дисквалификации. КоАП РФ по сей день сохраненяет прежние редакции санкций различных статей, где размер штрафов определен в диапазоне от двух до десяти тысяч рублей (статьи 14.12, 14.13, 14.29, 14.36 и др.). Данные имущественные санкции ничтожно малы в сравнении с уровнем неблагоприятных, в том числе имущественных, последствий, заключенных в таком наказании как дисквалификация. Также большое значение имеет срок дисквалификации. Нормы статей, предусматривающих дисквалификацию, в большинстве случаев устанавливают верхний и нижний предел данного срока, оставляя на усмотрение субъекта юрисдикции определение его индивидуальной продолжительности.
Полагаем, что в данной связи целесообразен пересмотр санкции различных статей КоАП РФ и введение принципа соразмерности величины штрафов, являющихся альтернативой дисквалификации; увеличение количества составов правонарушений, санкции за совершение которых предусматривали бы дисквалификацию как единственный вид наказания; уменьшение разрыва между нижним и верхним пределами сроков дисквалификации по тем составам, где он совпадает с ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ.
Также следует отметить, что вводя новое административное наказание «административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения» законодатель не совсем удачно детерминировал само анализируемое административное наказание.
Полагаем, что данное наказание следовало бы обозначить как «административный запрет на посещение официальных спортивных соревнований», а указания на места проведения таких соревнований и на запрет на посещение мест их проведения именно в дни проведения таких соревнований «скрыв» уже в самой формулировке диспозиции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ, сформулировав ее примерно следующим образом: «Административный запрет на посещение официальных спортивных соревнований заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».