В сложных геополитических условиях уникальный подход Марокко к дипломатии завоевывает сердца и умы на африканском континенте. Западная Африка и, в частности, регион Сахеля образуют одни из самых сложных геополитических арен в мире, за исключением Персидского залива и Южно-Китайского моря. Тем не менее, оказавшись в эпицентре конфликта, голода и миграции, Марокко создает новую модель дипломатии, которая является целостной и прагматичной.
Марокко сталкивается с теми же угрозами, что и его южные соседи. Изменение климата, экономическая нестабильность и политическая нестабильность представляют собой общую угрозу безопасности и процветанию всех и создают уникальную связь между пострадавшими странами, которая выходит за рамки традиционной патерналистской модели помощи в целях развития, когда богатые страны «помогают» бедным.
Североафриканская страна заводит новых друзей и укрепляет старые отношения благодаря своему уникальному сочетанию дипломатии, основанной на существующих культурных, исторических и религиозных связях, а также общей потребности в быстром продвижении, развитии и накоплении знаний.
Подход Марокко работает, и он работает в одном из самых сложных геополитических контекстов на планете.
От Мавритании до Эритреи слабые политические и экономические институты создали вакуум власти, который благоприятствует джихадистским группам, эксплуататорской промышленности и жаждущим власти военачальникам, стремящимся использовать структурные слабости в африканских странах.
Тем временем регион и Северная Африка в целом сталкиваются с новыми возникающими угрозами, исходящими от внешних сил. Столкнувшись с экономическим и экологическим кризисом, многие жители молодого континента прибегают к миграции на север в поисках работы и лучших условий жизни.
В регионе, отмеченном нестабильностью, продуктивная дипломатия часто отметается во имя краткосрочного прагматизма в ответ на кризисы. Тем не менее, в Западной Африке за последнее десятилетие наметилась положительная дипломатическая тенденция, которая идет вразрез с этой тенденцией краткосрочного мышления и вселяет новую надежду на будущее сотрудничество и развитие.
Благодаря интенсивным дипломатическим усилиям и сотрудничеству в целях развития Марокко приветствовало открытие консульств различных африканских стран в Дахле и Эль-Аюне. Эти здания символизируют новый консенсус в отношении диалога и сотрудничества как решения спора о Сахаре.
Растущая напряженность в отношениях с Алжиром угрожает подорвать растущую сеть дипломатических и торговых отношений Марокко в Африке. Тем не менее, Марокко успешно закрепило и укрепило отношения с Соединенными Штатами и Европой посредством установления дипломатического сотрудничества, сотрудничества в области безопасности и экономического сотрудничества. Эти связи поддерживают лидерство Марокко в регионе и ослабление дипломатического и экономического влияния Алжира.
Стратегический и богатый ресурсами регион остается серьезной проблемой для региональной и международной стабильности, особенно учитывая его близость к Европе.
Государственные перевороты в Буркина-Фасо и Мали являются прекрасными примерами восстания людей против правительств, неспособных решить их самые насущные проблемы. В таком контексте Марокко пытается предоставить комплексную альтернативу. Будучи бывшей колонией Испании и Франции, страна по-прежнему относительно зависит от дипломатических и экономических отношений с Европой и Соединенными Штатами, при этом понимая менталитет и структурные проблемы, от которых страдают ранее колонизированные люди и их правительства. Однако исторические и религиозные связи Марокко со странами Сахеля закладывают основу для сотрудничества и посредничества перед лицом религиозного экстремизма.
Не имея возможности инвестировать миллионы долларов в военную или экономическую поддержку в регионе, Марокко использует свою умеренную дипломатию для поддержания отношений с правящими и соперничающими партиями в регионе.
Дипломатические успехи, достигнутые марокканскими дипломатами после его возвращения в Африканский союз в 2017 году, озадачили многих и разозлили тех, кто видит ослабление дипломатического влияния Алжира. Марокко быстро заводит друзей и продолжает подчеркивать важность сотрудничества «Юг-Юг», общих религиозных ценностей и обмена жизненно важными технологиями и знаниями для повышения устойчивости африканских стран.
Решением этих затянувшихся проблем, наносящих вред Африке, является широко разрекламированная инициатива «Сотрудничество Юг-Юг», которую ООН определяет как «проявление солидарности между народами и странами Юга». Тем не менее, несмотря на высокие идеалы этой концепции, сотрудничество Юг-Юг часто было скорее риторической уловкой, чем практическим вопросом, которому отдавалось приоритетное значение.
У Африки есть все шансы стать полностью самодостаточным континентом, и Марокко явно пытается внести свой вклад в претворение этого в жизнь.