ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 5 1.1 Анализ общей и специальной психолого–педагогической литературы по проблеме исследования 5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта 12 1.3 Коррекция воображения на уроках географии в процессе учебной деятельности детей с нарушениями интеллекта 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 20 2.1Методика констатирующего эксперимента на урочном материале и анализ полученных результатов 20 2.2 Методика исследования на материале практических заданий и самостоятельных работ, анализ результатов 32 2.3 Исследование ориентировки в географическом материале на основе игры 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38  

Особенности коррекции воображения в процессе учебной деятельности на уроках географии у детей с нарушением интеллекта

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
51% уникальность
2023 год
2 просмотров
Мелешенко С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 5 1.1 Анализ общей и специальной психолого–педагогической литературы по проблеме исследования 5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта 12 1.3 Коррекция воображения на уроках географии в процессе учебной деятельности детей с нарушениями интеллекта 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 20 2.1Методика констатирующего эксперимента на урочном материале и анализ полученных результатов 20 2.2 Методика исследования на материале практических заданий и самостоятельных работ, анализ результатов 32 2.3 Исследование ориентировки в географическом материале на основе игры 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38  
Читать дальше
Концепция современного образования требует системно- деятельностного подхода в обучении. Современный урок организуется на основе внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи обучения, воспитания и развития в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Вопросы, касающиеся социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, сегодня выходят за пределы задач специального образования и рассматриваются в числе приоритетов государственного значения. Так, в Федеральном Законе «Об образовании», личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, где подчеркивается значимость развития творческих способностей детей. В Законе говорится, что обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов (Ст.34 п.22), а учебные заведения должны создавать условия для «творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.


Если вам требуется курсовая работа на заказ срочно в Омске , обратитесь к Work5.


.5 п.2) В нашей работе исследуются вопросы образования детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Как показывают работы Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф и др., их развитие заметно отличается от нормы. Оно характеризуется замедленным темпом, слабой познавательной активностью, низкой работоспособностью, затрудненным становлением высших психических функций, что обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности, мало изучены особенности воображения детей, с легкой степенью умственной отсталости с первого по четвертый класс в динамике. Степень разработанности проблемы. Работы И.Л. Баскаковой, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, М.М. Нудельмана, В.Г. Петровой, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Синева, Ж.И. Шиф и др., характеризующие познавательную деятельность школьников с нарушением интеллекта, дают лишь общее представление о воображении, как о познавательном процессе. Как и другие психические процессы при умственной отсталости, оно недостаточно активно, инертно, плохо поддается произвольной регуляции [3]. Цель исследования – теоретическое осмысление, разработка и проверка содержания и форм коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью по развитию их воображения с использованием арт-технологий на уроках географии. Объект исследования – развитие воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках географии. Предмет исследования – применение арт-технологий для развития воображения младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках географии. На основании цели исследования были сформулированы задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития воображения у младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках географии; 2. Разработать и теоретически обосновать применение комплекса для развития воображения у младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках географии; Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Методы:  Анализ психолого-педагогической и методичкой литературы;  Наблюдение  Сравнение  Эксперимент.  

Читать дальше
Изучение литературных источников показало, что наличие у умственно отсталых школьников психофизических недостатков обуславливает низкий уровень активации и регулирования деятельности и, как следствие, неумение осваивать в соответствии с педагогическими требованиями тот или иной учебный материал. Преодолению этих недостатков способствует целесообразно построенная коррекционно-образовательная работа на уроках географии, направленная на усвоение ориентировочной деятельности на всех этапах изучения программных тем. К особенностям ориентировочной деятельности умственно отсталых детей мы отнесли те из них, которые имели своеобразный оттенок, приданный содержанием учебного материала по географии. Методика обучения кроме решения общеобразовательных задач разрешала коррекционно-развивающие задачи, а именно: развитие мыслительной деятельности, связной речи учащихся, целенаправленного восприятия географического материала, а также включала в себя специальные приемы и организационные меры: система вопросов, дидактические упражнения и игры, наглядные средства обучения, дифференцированный подход. Главным условием разработанной методики являлось оптимальная и систематическая взаимосвязь в соответствии с целью и содержанием обучения; преимущественное использование того или иного приема, средства обучения, подготовленности учащихся, новизны и характера информации и других условий. Разрабатывая систему обучения учащихся в условиях дифференцированного подхода, мы исходили из положения JI.C. Выготского о необходимости учета не только интеллектуального уровня развития детей-олигофренов, но и их потенциальных возможностей в овладении знаниями и умениями. Свойственные умственно отсталым детям ограниченный запас знаний и представлений об изучаемом объекте или явлении и недостаточная сформированность анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др. могут быть немного сглажены при организации специальной системы коррекционной работы, которая является основой учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. Использование дифференцированного подхода в ходе обучения географии служит оптимальным средством преодоления затруднений и формирования интеллектуальных операций и действий, активизации умственной деятельности школьников, развития их речи, является одним из условий успешного обучения географии. Анализ степени и качества усвоенного географического материала показал, что умственно отсталые школьники в неравной степени усваивают основные, дополнительные (вспомогательные) и характерные только для данного объекта признаки, что соответствует их бессистемным умственным построениям. Введение в структуру урока географии ориентировочной деятельности как одной из основных дидактических единиц существенно изменило характер учебной работы умственно отсталых детей. Внесло в нее факторы целеполагания последовательного усвоения главного и второстепенного материала. План-алгоритм способствовал построению у учеников мысленной модели существования объекта и способов его изучения, а также становился опорой в последовательном описании его признаков и развернутых характеристик. Проведенное экспериментальное обучение показало, что использованная система обучения положительно влияет на продвижение детей-олигофренов в умении самостоятельно проводить анализ и ориентировку, необходимые для выполнения задания. Помогло выявить некоторые особенности ориентировочной деятельности умственно отсталых учащихся при изучении раздела географии "Материки и океаны", проверить эффективность разработанной методики. 
Читать дальше
1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская; Москва: Академия, 2001. – 316 с. – Текст: непосредственный. 2. Афанасьева, А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, ответственный редактор А. Ю. Нагорнова; 2016. С. 94-98. – Текст: непосредственный. 3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова; Москва: Просвещение, 1987. - 96 с. – Текст: непосредственный. 4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 574 с. – Текст: непосредственный. 5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та. 1983. – 173 с. – Текст: непосредственный. 6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ПРАИМ- ЕВРОЗНАК, 2006, - 315 с. – Текст: непосредственный. 7. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 1999. – Текст: непосредственный. 8. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Боровик Олег Владимирович. - М., 2009. - 181 с. 9. Возрастная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. М. В. Гализо и др. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с. – Текст: непосредственный. 10. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/ И. П. Волков; Москва: Просвещение, 1982 - 144с. 11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский; Санкт-Петербург, «Союз», 1997. - 96 с. – Текст: непосредственный. 12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский; Книга для учителя. – 3-е издание. Москва: Просвещение, 1991. - 56 с. – Текст: непосредственный. 13. Гальперин, П. Я. Умственные действия как основа для формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С. 58-69. 14. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил. – Серия «Учебник нового века». 15. Дымова, В. В. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов музыкальных училищ в процессе музыкальной подготовки: автореф. канд. пед. наук. Челябинск, 2003., С.10. – Текст: непосредственный. 16. Ерофеева, Т. М. «Инклюзивное образование: зарубежный и отечественный опыт» Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов V Международной конференции (Екатеринбург, 6 апреля 2019 г.) / Т. М. Ерофеева, И. Р. Ермакова / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: [б. и.], 2019. – 320 с. – Текст: непосредственный. 17. Ерофеева, Т. М. «Проблемы и перспективы развития современной школы в работе с детьми с ОВЗ» Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: [б. м.], 2018. 400 с. – Текст: непосредственный. 18. Ефимова, О. С. Индивидуальные различия в создании нового образа воображения. Автореферат канд. псих. н. Москва, 2006. – Текст: непосредственный. 19. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики / М. В. Ильина; Москва: Книголюб, 2004. - 56 с. – Текст: непосредственный. 20. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина; Москва: Книголюб,2005. - 64 с. – Текст: непосредственный. 21. Ильина, М. В. Развитие невербального воображения / М. В. Ильина; Москва: Книголюб, 2004. 64 с. – Текст: непосредственный. 22. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство/Д. Н. Исаев; Санкт-Петербург: Речь, 2003. – Текст: непосредственный. 23. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М. В. Киселева; Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 160 с. – Текст: непосредственный. 24. Липа, В. А. Использование символической наглядности в обучении географии учащихся вспомогательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Владимир Александрович Липа. - К., 1981. - 196 с. 25. Липкина, А. И. Об особенностях представлений, возникающих у умственно отсталых на основе словесного описания / А.И. Липкина // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы - М., 2007. - С. 81-99. 26. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество/ А. М. Матюшкин; Москва: ИМПСИ, 2003. – 720 с. – Текст: непосредственный. 27. Медведева Е. А. Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е. А. Медведева; Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 215 с. - Текст: непосредственный. 28. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Л. В. Кузнецовой; Москва: Академия, 2007. -- 480 с. – Текст: непосредственный. 29. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов/Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева; Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. – Текст: непосредственный. 30. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности/ А. В. Петровский; Москва: Смысл, 2010. – 559 с. – Текст: непосредственный. 31. Петровский, А. В. К вопросу о соотношении воображения и мышления В структуре интеллектуальной деятельности / А.В. Петровский. - К.,2008. - Т. 1. - С. 34-35. 32. Пороцкая, Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе / Т. И. Процкая. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с. 33. Рубанцев, В. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки/В. Рубанцев; БХВ-Петербург, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный. 34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; Санкт-Петербур г: Питер, 2002, 272 с. – Текст: непосредственный. 35. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка/ С. Я. Рубинштейн; Москва, 1986. - 190 с. – Текст: непосредственный. 36. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В.Н. Синев, Л.С. Стожок. - К., 2010. - 88 с. 37. Ушаков, Д. В. Психология творчества: школа Пономарева Я. А. / Д. В. Ушаков; ИП РАН, 2006. – 624 с. – Текст: непосредственный. 38. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.03, кандидат педагогических наук Боровик, Олег Владимирович https://www.dissercat.com/content/formirovanie-voobrazheniya-umstvenno- otstalykh-uchashchikhsya-mladshikh-klassov (дата обращения 11.07.2019). – Текст: электронный. 39. Цыренова, Т. Л. Развитие творческих способностей школьников как значимый результат образовательной деятельности [Текст] / Т.Л. Цыренова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1.1. - С. 121125. 40. Шевченко, Ю. С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие / под ред. А. В. Крепица; Москва: Педагогика, 2004. – 156 с. – Текст: непосредственный. 41. Юдина, В. А. - Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук – В. А. Юдина; Нижний Новгород, 2010. – 25 с. – Текст: непосредственный.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности методики формирования основ здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Анализ эффективности каналов продаж страховых продуктов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Тайваньский вопрос в китайско-японских отношениях в конце ХХ начала ХХI вв
Количество страниц:
60
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image