Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. Психологические познавательные процессы……………………….....6 1. 1. Основные понятия психологических познавательных процессов………..6 1. 2. Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста………………………………………………….…14 Глава 2. Особенности учебно-познавательной деятельности………..………. 24 2. 1. Учебно-познавательная деятельность детей дошкольного возраста…….24 2. 2. Психологические особенности учебно-познавательной деятельности….31 Заключение…………………………………………………………………...…..38 Список использованных источников……………………………………………42

Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
40 страниц
41% уникальность
2023 год
17 просмотров
Патрушева О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. Психологические познавательные процессы……………………….....6 1. 1. Основные понятия психологических познавательных процессов………..6 1. 2. Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста………………………………………………….…14 Глава 2. Особенности учебно-познавательной деятельности………..………. 24 2. 1. Учебно-познавательная деятельность детей дошкольного возраста…….24 2. 2. Психологические особенности учебно-познавательной деятельности….31 Заключение…………………………………………………………………...…..38 Список использованных источников……………………………………………42
Читать дальше
Природа каждого человека заключается в способности познания мира, способности ощущать и воспринимать окружающий мир – природу, культуру, предметы и явления; способности понимать и думать, говорить и понимать речь других людей. Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они с давних пор привлекали внимание ученых так как они образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, а также потому что являются инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно настолько полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при изучении внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности человеческих процессов познавательные, эмоциональные и волевые образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.


Вам нужны ответы на контрольные работы ? Закажите их на сайте Work5.


. Дошкольный возраст крайне важен период в развитии человека, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. Именно тогда при общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом оказывающие влияющие на развитие его личности. Важной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Проявляется она в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания различных событий. Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом, включая моторный облик. Все эти основные новообразования возникают и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится именно ролевая игра, в которой дети повторяют различные социальные роли и отношения между людьми. Данный возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка и в работах многих авторов, таких как Выготский, Л. С., Смирнова Е.О., Давыдов В. В. выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка. Актуальность исследования. В работе с детьми дошкольного возраста важным является не только знание возрастных и психологических особенностей детей, но и умение их исследовать с помощью современных психодиагностических методик. Цель исследования. Изучение особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста в теоретическом аспекте. Объект исследования - особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - познавательные процессы у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2) Выявить особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 3) Провести комплексное исследование по определению уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался метод анализа литературы, сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения выбранной темы. Курсовая работа основана на исследовании работ многих авторов, как отечественных, так и зарубежных, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 43 страницы.  

Читать дальше
Подводя итог вышесказанному, исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления — это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом. Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты, а именно: • Изучены особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста в теоретическом аспекте. • Изучена и проанализирована литература по выбранной теме исследования. • Выявлены основные и главные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. • Проведено комплексное исследование по определению уровня развития познавательных процессов у детей на различных этапах дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный - уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности. При этом, успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении. Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая игра. Она является мощным стимулом и разносторонней, сильной мотивацией в обучении детей старшего дошкольного возраста. Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В образовательном процессе дошкольного учреждения является перспективным направлением именно дидактические игры, ведь они способствуют воспитанию самостоятельной творческой личности, способной принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты. Сюжетно-ролевая игра также является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Ролевая игра имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых. Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само это понятие, были введены в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм дошкольника выражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта, в отсутствии представления о сохранении количества и других феноменах Пиаже. Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно - действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка возникают смутные, неясные знания. Переход ясных и смутных знаний ребенка составляет суть саморазвития детского мышления. Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: между переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребенка дифференцируется. Таким образом, психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, которое задано учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка. Мной была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования познавательной активности у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Была определена сущность и структура познавательного интереса и выяснено, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Исследования, отражённые в использованной психолого-педагогической литературе, внесли глобальный вклад в развитие теории познавательной активности, так как в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них становится ясно, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе. Она всегда является решающим условием для успешной деятельности ребёнка и для его развития в целом. Познание - самая главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 2. Абрамова, Г. С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2020. - 496 c. 3. Баданина, Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.П. Баданина. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2019. - 264 c. 4. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 281 с. 5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Анри Валлон; [Пер. с фр. Л.И. Анцыферовой]. – СПб : Питер, 2019. - 208 с. 6. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с. 7. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2019. - 224 c. 8. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с. 9. Запорожец А. В. Психология : Учеб. пособие для дошкольных пед. училищ. - Москва : Учпедгиз, 2018. - 188 с. 10. Истомина З. М. Развитие памяти : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников I и II курсов пед. ин-тов / З.М. Истомина ; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 2020. 120 с. 11. Косенко Ю. Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Бердянск, 2021. - 157 с. 12. Кроль, В. М. Психофизиология человека / В.М. Кроль. - М.: Питер, 2020. - 304 c. 13. Любимов, В.В. Психология восприятия / В.В. Любимов. - М.: Эксмо, МПСИ, ЧеРо, 2018. - 472 c. 14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев ; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва : Смысл, 2020. – 526 с. 15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже; [Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. - Москва : Педагогика-пресс, 2020. – 526 с. 16. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с. 17. Смирнова Е.О., Молина-Гарсиа Е.С. Влияние предметно-пространственной среды на игровую инициативность дошкольников // Педагогика. 2020. № 3. 82 с. 18. Макарова, К. В. Психология человека / К.В. Макарова, О.А. Таллина. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 160 c. 19. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2018. - 456 c. 20. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Планирование маркетинговой деятельности сервисного предприятия (на примере….)
Количество страниц:
27
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
реферат
афганская война: предпосылки и результаты
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
курсовая работа
Судебная реформа 1864
Количество страниц:
25
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image