Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования основ природоохранной деятельности детей 6 – 7 лет 8
1.1 Экологическое воспитание дошкольников как педагогическая проблема 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 13
1.3 Современные технологии, методы и средства формирования основ природоохранной деятельности детей 6 – 7 лет 17
2 Экспериментальная работа по формированию основ природоохранной деятельности детей 6 – 7 лет посредством знакомства с Красной книгой 22
2.1 Организация и методы исследований 22
2.2 Реализация педагогических условий формирования природоохранной деятельности у детей дошкольного возраста как системная работа 24
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 27
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение А «По следам Красной книги Республики Мордовия»
Читать дальше
Экологическая культура дошкольника является
результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного
содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-
ценностном отношении к природе.
Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности. Соответственно, природоохранная деятельность – это элемент экологической культуры человека.
Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания.
Основы природоохранной деятельности у детей 6-7 лет складываются из экологических знаний, умений, мышления, поведения, а также ценностных направлений.
Знакомство с Красной книгой дошкольников можно проводить в рамках системного проекта по природоохранной деятельности, что способствует проявлению интереса и познавательной активности ребят.
Ведение Красной книги МСОП, Российской Федерации, региональных Красных книг является стержнем современной природоохранной деятельности в деле сохранения биоразнообразия как в России, так и в мире.
В ходе педагогитческого эксперимента нами разработана комплексная программа формирования природоохранных действий дошкольников с применением Красной книги республики Мордовия.
Результаты экспериментальной работы позволили установить, что системная работа по формированию основ природоохранной деятельности детей 6-7 лет с учетом регионального характера и содержания эффективно сказывается на повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Читать дальше
1. Афанасьева С. В. Становление и развитие экологического образования и просвещения / С. В. Афанасьева// Вестник ДВГСГА. Естественнонаучные знания- 2010. - № 2(6).- C.3-27
2. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с
3. Воронина, К.С. Проблемы и перспективы экологического
образования в дошкольном учреждении/ К.С. Воронина. // Дошкольное
образование.– 2015. – No5. – 36 с.
4. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста | Методическая разработка по окружающему миру по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/07/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo (дата обращения: 01.04.2023)
5. Врищ А.Э., Христофорова Н.К. Красные книги и их значение для образования и просвещения // Изв. Тинро. 2009. т. 158. С. 212-222.
6. Грицук, Н. А. Сущность формирования личности // Формирование личности в условиях слуховой депривации: общее, специальное, 57 специфическое: пособие [Текст] / Н. А. Грицук. – Минск: БГПУ, 2017 – С. 4–11
7. Догмарова, Т. Г. Обзор парциальных программа экологического
образования и воспитания дошкольников [Электронный ресурс] /
Т. Г. Догмарова. – URL: http://nsportal.ru. (дата обращения: 20.05.2016).
8. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» /
М. В. Зверева. // Новые исследования в педагогических науках.– М.:
Педагогика. – 1987. – No1. – С. 29-32.
9. Концепция дошкольного воспитания" (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1) 15 c.
10. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - Т. 1: Редкие виды растений, лишайников и грибов. - 288 с.
11. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - Т. 2: Животные. -336 с.
12. Леверова Т.В. Сущность и задачи экологического образования детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Леверова//Электронный журнал Экстернат. РФ URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/15521-Sushchnost_i_zadachi_ekologicheskogo_obrazovaniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta (дата обращения: 23.04.2023)
13. Макарова, О. А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О. А. Макарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 208-210.
14. Мухтарова, Ш. М. О специфике понятийного аппарата
экологического образования в научно-педагогической литературе
[Электронный ресурс] / Ш. М. Мухтарова. – URL: http://nsportal.ru. (дата
обращения: 20.05.2016).
15. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка,идущего в школу [Текст] / С.Н. Николаева // Начальная школа. – 2016. - No 9. – С. 6-11. - С.52-55.
16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – Изд. 3-е перераб. – М.: Изд. центр Академия, 2018. – 224 с.
17. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый [и др.]; ответственный редактор П. И. Пидкасистый. - 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 781 с.
18. Психология. Словарь./Под ред. Петровского А.В. – М., 2008., 97с.
19. Телепегина, С.В. Учимся любить природу / [Текст] С.В. Телепегина //Начальная школа – 2018. -No7. – С.39-40.
20. Федорова, Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста
культуры взаимодействия с природой. / Т. А. Федорова.– М: Феникс, 2005. – 167 с
21. Формирование основ экологической культуры у дошкольников | Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/22/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov (дата обращения: 20.04.2023)
22. Хайдурова И. А. К вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 2007.-211с.
23. Шинкарева, Л.И. Земля – кормилица наша. Формируем экологическую культуру [Текст] Л.И. Шинкарева // Дошкольное воспитание. – 2017 – № 6 – С. 31-34.
24. http://do.rulitru.ru
25. https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1fa
Читать дальше