Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы современной системы управления в органах прокуратуры Российской Федерации……………...................................................................
5
1.1. Исторический опыт построения системы управления в органах прокуратуры…………………………………………........................................
5
1.2. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти…................................................................................
8
Глава 2. Пути совершенствования системы управления в органах прокуратуры Российской Федерации…………...……………………………
13
2.1. Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры России ……………..
13
2.2. Предложения по оптимизации системы управления в органах прокуратуры Российской Федерации……………..…………………….........
16
Заключение……………………………………………………………………... 19
Библиографический список…………………………………………………… 21
Читать дальше
На основании вышеизложенного, автор пришел к следующим выводам:
Во-первых, прокуратура – конституционный многофункциональный орган, выполняющий от имени государства функцию надзора за исполнением Конституции РФ и законов, деятельность которого отвечает объективным потребностям и интересам российского общества.
Во-вторых, современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль в утверждении демократического правового государства определяется тем, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей, и является важным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость прокуратуры – это необходимое условие для успешного ее функционирования в сфере надзора за исполнением законов, как авангарда борьбы с преступностью.
В-третьих, необходимо существенное обновление правового регулирования организации деятельности самой прокуратуры, так как она безнадежно отстала от уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительной системы. Однако, дальнейшее реформирование российской прокуратуры должно происходить таким образом, чтобы изменение статуса, структур, задач и форм работы прокуратуры осуществлялось гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, с учетом того, что главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, осуществления эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, в целях определения новых подходов к организационному построению органов прокуратуры, более четкой
конкретизации задач их деятельности и уточнения компетенции, целесообразно принять новый федеральный конституционный закон о прокуратуре Российской Федерации, в котором необходимо:
– определить функциональные направления и надзорные полномочия органов прокуратуры;
– сформулировать понятие прокурорской проверки, как основной формы выявления нарушений закона, обозначить ее цели и задачи, регламентировать основания и порядок проведения, перечислить объекты и субъекты возникающих при этом правоотношений, их правовое положение;
– предоставить прокурору: право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, в конституционные и уставные суды субъектов Федерации; право приостановления действия оспариваемого закона или иного нормативного акта; право дачи заключений по вопросам, возникающим при рассмотрении дел конституционными и уставными судами; право опротестования конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации; право обращения в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании законов и иных нормативных правовых актов недействительными в случаях их несоответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; право дачи заключений в органах государственной власти по законам, имеющим конституционный характер или затрагивающим права и свободы граждан; право внесения предложений Президенту Российской Федерации и в органы государственной власти субъектов Федерации по вопросам, направленным на укрепление в стране конституционной законности.
В условиях небывалого внешнего давления на российскую экономику, финансы, социальную сферу важно оперативно переформатировать прокурорский надзор, в полной мере обеспечить права граждан, гарантии бизнес-сообществу. Не допустить даже малейших сомнений у людей, особенно тех, кто встал на защиту нашей Родины с оружием в руках, в том, что они останутся без поддержки.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
3. Бабаян А. З. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией. – 2022. – № 11. – С. 91-94.
4. Беляева Т. Н. Защита прав и свобод человека и гражданина - приоритет деятельности прокуратуры Российской Федерации / Т. Н. Беляева, В. Ю. Дмитракова // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 3, № 4. – С. 22-25.
5. Богатова Е. В. Нормативно-правовое регулирование координационной деятельности органов прокуратуры // Законность. – 2023. – № 2(1060). – С. 17-20.
6. Голиков К.Н. Пределы прокурорской деятельности: проблемы разграничения компетенции прокуратуры и органов исполнительной власти // Общество и цивилизация. – 2022. – Т. 4, № 2. – С. 88-91.
7. Гулягин А. Ю. Развитие функций и полномочий прокуратуры России // Значение прокуратуры в гражданском обществе: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тамбов, 29 октября 2021 года / Под редакцией В.А. Шуняевой. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – С. 8-17.
8. Диноршоев А. М. Место прокуратуры в системе разделения властей в Республике Таджикистан / А. М. Диноршоев, С. Исмоилзода // Конституция - как фактор стабильности государства: Материалы республиканской научно-практической конференции, Душанбе, 05 ноября 2022 года. – Душанбе: Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, 2022. – С. 150-162.
9. Жданова Д. М. Состояние законности в деятельности органов прокуратуры за исполнением законов в сфере противодействия коррупции // E-Scio. – 2022. – № 3(66). – С. 280-285.
10. Карцов П. А. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности: методологический аспект // Альманах молодого исследователя. – 2022. – № 12. – С. 156-160.
11. Козырев А. М. Правовые основы взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной власти // Юридический мир. – 2022. – № 10. – С. 60-64.
12. Коляка К. С. Практика работы с обращениями граждан в прокуратуре Российской Федерации // Вестник магистратуры. – 2022. – № 10-3(133). – С. 38-41.
13. Крамаренко Л.В. Обеспечение законности при взаимодействии прокуратуры с органами местного самоуправления // Инновационная экономика и право. – 2022. – № 4(23). – С. 107-112.
14. Кузьмина Ю.В. О роли прокуратуры в механизме координационной деятельности // Интерактивная наука. – 2023. – № 2(78). – С. 113-114.
15. Куценко Ю. В. Кадровая работа в органах прокуратуры Российской Федерации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11, № 4-1. – С. 191-197.
16. Миренкова Ю. Н. Проблемные вопросы цифровизации деятельности органов прокуратуры / Ю. Н. Миренкова, В. А. Миронова. – 2023. – № 2-4(241). – С. 35-36.
17. Огородник Н. А. Проблемы определения эффективности осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры // Заметки ученого. – 2022. – № 4. – С. 283-285.
18. Остроухов Д. Ю. Обзор информационной системы прокуратуры / Д. Ю. Остроухов, А. Н. Верещагин, Я. А. Гуськов // The World of Science Without Borders, 11 февраля 2022 года, 2022. – С. 303-307.
19. Сикачева В. А. Деятельность Прокуратуры Липецкой области по антикоррупционному просвещению и воспитанию населения // Проблемы обеспечения верховенства закона: история и современность: Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию прокуратуры России и 100-летию памяти генерал-прокурора Российской империи А.А. Хвостова, Елец, 07 октября 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – С. 256-262.
20. Синельщиков Ю. П. Развитие законодательства о прокуратуре в сфере борьбы с коррупцией // Прокуратура: история и современность - 300 лет прокуратуре России (Сухаревские чтения): Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08 октября 2021 года / Под общей редакцией О.С. Капинус, под научной редакцией А.Ю. Винокурова. – Москва: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2022. – С. 6-15.
21. Черемисин А. Э. Роль органов прокуратуры в соблюдении законности в местах лишения свободы / А. Э. Черемисин, В. Г. Громов // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 10(73). – С. 280-283.
22. Чмеленко И. А. Проблемы и перспективы цифровой трансформации в работе прокуратуры // Образование и право. – 2023. – № 1. – С. 347-350.
Читать дальше