Введение 3
1. Общая характеристика упрощенного производства по административным делам 5
1.1 Понятие, правовая природа и значение упрощенного производства по административным делам 5
1.2 Особенности упрощенного производства по административным делам 8
2. Основания и тенденции упрощенного производства по административным делам 11
2.1 Основания рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в рамках норм кодекса административного судопроизводства РФ 11
2.2 Упрощенное (письменное) производство в административном судопроизводстве Российской Федерации: особенности и тенденции 14
Заключение 16
Список использованных источников 18
Читать дальше
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами в порядке особого производства (ст. 30 АПК).
Производство по данным делам возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и при рассмотрении данной категории дел соблюдаются общие правила искового производства, установленные АПК, с особенностями, предусмотренными для рассмотрения данной категории дел (ч. ч. 1, 2 ст. 217 АПК).
Согласно ст. 4 АПК по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений, обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления.
Таким образом, иск является процессуальным средством судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений.
В арбитражной системе, как и в судах общей юрисдикции, отмечается постоянный рост количества рассматриваемых дел. Один из путей ускорения судебного рассмотрения дел – это расширение сферы применения процедуры упрощенного судебного разбирательства.
Необходимость введения нового института арбитражного процессуального права - рассмотрение дел в порядке упрощенного производства обусловлена нецелесообразностью использования сложной, дорогостоящей и длительной арбитражной процессуальной формы по очевидным, бесспорным и малозначительным делам, а также стремлением разгрузить арбитражные суды от тех дел, которые не нуждаются в прохождении всей процедуры рассмотрения дела.
При рассмотрении дел в таком порядке судебное решение выносится арбитражным судом не по общим, а по упрощенным правилам арбитражного процесса: без вызова сторон, только на основании письменных доказательств и объяснений сторон, данных в письменной форме, в течение одного месяца со дня поступления в арбитражный суд заявления.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства осуществляется по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика или по предложению арбитражного суда при согласии сторон.
Таким образом, необходимо говорить о том, что упрощённое производство представляет из себя действительно очень полезный феномен, но обладающий некоторыми недостатками, требующими законодательного регулирования. Ключевыми направлениями такого регулирования можно определить:
- сроки отдельных процедур упрощённого производства и обжалования решения суда;
- невозможность своевременного представления сторонами документов в суд;
- перечень дел, которые не представляется возможным рассмотреть в порядке упрощённого производства;
- регулирование функционирования системы электронной коммуникации процедуры упрощённого производства.
Реализация указанных мероприятий разрешит, если не все проблемы функционирования института упрощённого производства, то большую их части, что, вне всякого сомнения, положительно скажется как на функционировании института упрощённого производства в арбитражном процессе, будет способствовать росту эффективности функционирования процедуры упрощённого производства в арбитражном процессе Российской Федерации.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
6. Гриценко В.В. Упрощенное (письменное) производство в административном судопроизводстве РФ: особенности и тенденции // Журнал административного судопроизводства. – 2020. – №4. – С. 5-9
7. Зуева, Л. Ю. Административное судопроизводство. Дела об обязательном судебном контроле: учебное пособие для вузов / Л. Ю. Зуева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 171 с.
8. Кузнецов, И. А. Понятие, правовая природа и значение упрощенного производства по административным делам / И. А. Кузнецов, С. А. Конушкина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 10-3(73). – С. 105-107
9. Мингалиева, Р. Р. Основания рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в рамках норм Кодекса административного судопроизводства РФ / Трибуна ученого. – 2020. – № 4. – С. 115-120
10. Носова, Ю. Б. Особенности упрощенного производства по административным делам / Ю. Б. Носова // Журнал административного судопроизводства. – 2019. – № 4. – С. 12-15
Читать дальше