ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. Влияние добродетели на человеческое мировоззрение в романе В. Гюго «Отверженные» …………………………………………………..5
1.1. Грехопадение и покаяние главного героя романа-эпопеи Виктора Гюго Жана Вольжана…………………………………………………………….5
1.2. Епископ Мириэль, как олицетворение духовного наставника в романе «Отверженные»…………………………………………………………….9
ГЛАВА II. Гиперболизация борьбы добра и зла в романе Виктора Гюго «Отверженные»…………………………………………………………….12
2.1. Антагонист Жана Вальжана – «моральный компас» полицейского инспектора Жавера …………………………………………………………12
2.2. Образы Козетты и Мариуса в произведении Виктора Гюго «Отверженные»…………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………...…………22
Читать дальше
Историческая значимость романа «Отверженных» в том, что Виктор Гюго предстает перед читателем неумолимым обличителем буржуазного и лицемерного мира, который наполнен ложью, жестокостью и бездушием. Гюго берет под защиту образ отверженного человека.
Параллель общественно-исторического фона и борьба Жана Вальжана, и Жавера обретает характер социально-символический, морально-нравственного выбора. В святости Жана Вальжана воплощена правота добра, в злобе Жавера показана абсолютная жестокость мироздания и правосудия. И Жан Вальжан, и Жавер – герои необычные, но роман наполнен историями и политикой, не позволяющие читателю воспринимать конфликт между героями как абстрактный или метафизический. Образ Жана Вальжана, с его душевными муками и переживаниями, со всеми его поступками – глубоко поэтичен и посвящен высоким идеалам. Поэтому читатель воспринимает всю исключительность этого образа как величайшую правду.
В ходе сюжета появляются исключительные человеческие натуры, одни выше, благодаря милосердию и любви к ближнему, другие ниже – по своей жестокости и озлобленности. Гюго избрал для повествования исключительность и театральность движений сюжетных линий. Герои наделены благородными и подлинными чувствами. Также Гюго хотел показать, что Вальжан, в его борьбе против Жавера и Тенардье, мог пойти двумя «путями святости»: дорогой Мириэля, придерживаясь идеи всепрощения, и путем Анжольраса, боровшегося революционными методами против своих врагов. Отпуская Жавера на свободу, отплатив ему добром за зло, Вальжан в конце своих испытаний становится не Анжольрасом, а Мириэлем. Но этот поступок – далеко не дело «личной совести» Вальжана – приобретает абсолютную моральную ценность, ведь именно из-за этого полицейский Жавер оказывается морально и физически уничтоженным.
Эстетика Гюго существует по своим нравственные законы. Ему важно утвердить определенные идеи и нравственные ценности, которым должны следовать люди. Категория должного и идеального – чрезвычайно важный момент романтической эстетики, которой и следует В. Гюго. В то же время, при всей своей идеалистичности, его эстетика имеет и реальную подоплеку.
Читать дальше
1. Астапов С. Н. Предопределение и провидение: философская экспликация богословских позиций // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (57). С. 104-110.
2. Ахметов Р. Р. Обоснование важности этических и интеллектуальных составляющих для художественной литературы на примере романов Виктора Гюго и Фёдора Достоевского // Велес. 2017. № 9/2 (51). С. 90-96.
3. Блаженный Августин. О Граде Божием: в 2 т. М.: Синопсис, 2018. с. 659.
4. Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968, с. 29.
5. Волисон И. Я. Виктор Гюго «Певец детства». Харьков, 1970, с.21.
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. М.: Эксмо, 2018. с. 256.
7. Гобозов И. А. Гегель и философия истории // Философия и общество. 2017. Вып. № 4 (85). С. 5-19.
8. Гюго В. Отверженные / пер. с фр. М. Вахтеровой, В. Левика, Д. Лившиц и др. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. с. 1248.
9. Евнина Е. М. Виктор Гюго, М.: Наука, 1976, с. 139.
10. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 5. Ранний эллинизм. М.: АСТ, 2000. с. 960.
11. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, М: АСТ, 2021, с. 224.
12. Моруа А. Олимпия, или жизнь Виктора Гюго. М, 1998, с. 511.
13. Плутарх. Сочинения. О рождении души. О противоречиях стоиков. Об общих понятиях. М.: Букинист, 2008. 384 с.
14. Хужаева З. Х. Гюго – великий романтик Франции // Молодой учёный. 2017. № 12 (146). С. 3-7.
Читать дальше