Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретический анализ института главы государства
1.1 Определение концепции "глава государства".......................................5
1.2 Исторический обзор становления института главы государства........7
1.3 Глава государства в контексте политической системы........................9
Глава 2. Институт главы государства в России
2.1 Обзор истории становления института главы государства в России……………………………………………………………………………12
2.2 Современные положения Конституции России об институте главы государства.............................................................................................................14
2.3 Описание полномочий и функций президента России......................16
Глава 3. Институт главы государства в Беларуси
3.1 Обзор истории становления института главы государства в Беларуси.................................................................................................................20
3.2 Современные положения Конституции Беларуси об институте главы государства.............................................................................................................22
3.3 Описание полномочий и функций президента Беларуси..................24
Глава 4. Сравнительный анализ института главы государства в России и Беларуси
4.1 Сходства и различия в структуре и функциональных обязанностях……………………………………………………………………..28
4.2 Анализ политических процессов, связанных с институтом главы государства.............................................................................................................31
Заключение..................................................................................................34
Список литературы.....................................................................................36
Читать дальше
В заключении этой курсовой работы можно сделать вывод, что институт главы государства в России и Беларуси прошел значительные изменения с момента распада Советского Союза. Оба государства столкнулись с необходимостью создания своих собственных институтов главы государства в соответствии с их конкретными политическими, социальными и экономическими условиями.
Сравнительный анализ показал, что институты главы государства в России и Беларуси были сформированы на основе разных моделей, в результате чего существуют значительные различия в их функциональных характеристиках и влиянии на политические процессы в обоих государствах
В России президент играет ключевую роль в политической системе, обладает широкими полномочиями и влияет на все аспекты жизни страны. В Беларуси глава государства также имеет значительную власть, однако в последнее время он незначительно уменьшил свою роль в политике, так как власть оказалась сконцентрированной у президента и его окружения, а не у государственных институтов в целом.
Также следует отметить, что оба государства сталкиваются с проблемой смены власти. В Беларуси и России нет устойчивой системы, которая бы гарантировала процесс смены власти без необходимости использовать силу и насилие. В этом контексте очень важно, чтобы институт главы государства пытался предотвращать кризис смены власти и находил пути к мирному и плавному переходу к новому правительству.
Главной проблемой института главы государства в России и Беларуси является отсутствие открытости и прозрачности в его работе. Несмотря на то, что институты главы государства созданы для представления интересов народа и имеют значительную власть, они не всегда действуют в интересах граждан. Недостаток открытости и прозрачности приводит к закрытости государственных структур и демонстрирует необходимость улучшения взаимодействия между властью и гражданами.
В целом, можно заключить, что институт главы государства остается ключевым элементом политической системы России и Беларуси. Несмотря на различия в моделях и ролях, которые играют главы государств в этих странах, общая тенденция заключается в том, чтобы учитывать интересы государства и его граждан, содействовать развитию демократических процессов и укреплению правового государства. Только тогда глава государства будет способен выполнить свои функции и оптимизировать работу государства в целом.
Читать дальше
1. Akopian, A. (2018). Authoritarian consolidation and illiberal institutionalization in Putin's Russia. Journal of Contemporary Central and Eastern Europe, 26(1), 101-118.
2. Anderson, C., & Tverdova, Y. (2018). The changing character of the Russian Presidency. Journal of Democracy, 29(1), 43-56.
3. Kuzma, D. (2018). Belarus: Assessing the Balance of Power. Journal of Democracy, 29(1), 136-149.
4. McFaul, M. (2018). The Russian Autocracy Confronts Modernity. Journal of Democracy, 29(1), 57-71.
5. Апанасевич И.Я. Президентская власть в Республике Беларусь: социологические источники и ее роль в политической стабильности. Международный научно-практический журнал "Кладоискатель". 2018. № 1(21). С. 8-20.
6. Бабичев, В.А. (2018). Конституционно-правовой статус президента Республики Беларусь. Журнал международного права и международных отношений, 6, 135–147.
7. Бабичев, В.А., Дорошко, И.А. (2018). Проблемы главы государства в системе государственной власти Беларуси. Вестник Белорусского государственного университета, 1, 21–26.
8. Бокун В.А. Институт президента Беларуси в условиях изменения конституционного порядка/ В.А. Бокун // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2018. - № 3. - С. 93-108.
9. Гончаренко В.А. Институт президента в Беларуси: История возникновения и развития. Минск: Беларусь, 2018. — 300 с.
10. Гончаренко, Д. О., Измайлова, А. А. (2018). Президент России в условиях гибридных войн. Политическая наука, 54(1), 122-140.
11. Жуковская Е.Н. История и современность выборов Президента Республики Беларусь. Международный научно-исследовательский журнал "Актуальные проблемы современного мира". 2019. № 4(19). С. 89-93.
12. Журавлева Л. В. Эволюция института президентства России в XXI веке // Российский философский журнал. – 2018. – № 1 (73), – С. 71-82.
13. Зотова И.В. Институт президента в политической системе России/ И.В. Зотова // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2016. - № 4. - С. 5-24.
14. Информационный портал «Правительство России». Компетенции Президента Российской Федерации. URL: https://www.government.ru/zhivaya-rossiya/kompetencii-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 21.03.2023).
15. Козлова И.Н. Главы государств в постсоветских странах: история и современность. М.: Новое издательство, 2018. — 350 с.
16. Конституция Республики Беларусь (принята народным голосованием 15 марта 1994 года). URL: https://president.gov.by/ru/constitution-of-the-republic-of-belarus/ (дата обращения: 21.03.2023).
17. Лапо В.А. Президент Республики Беларусь: политические технологии власти. Минск: БГУ, 2018. – С. 50-80.
18. Левин Ю.А. Президентская власть в Российской Федерации: сущность и территориальные особенности / Ю.А. Левин // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2018. - № 3. - С. 12-25.
19. Маргелов А. А. Институт президента в России: истоки возникновения и современное состояние // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2019. – № 11 (102), – С. 7-17.
20. Никифоров, Н. Н., & Шипицын, А. А. (2018). Президент России в контексте институциональных проблем государственной власти. Политическая наука, 54(4), 91-104.
21. Пустовойт М. П., Базылева И. В. Институт президентства в России: история возникновения и функционирования // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. – 2018. – Т. 64, №11.
22. Щерба В.И. Президент Республики Беларусь и государственное управление: правовые и организационные аспекты. Могилев: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. – С. 90-110.
Читать дальше