Введение................................................................................................................3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния самооценки на мотивацию достижения успеха у мужчин и женщин...........................................................5
1.1. Понятие самооценки личности, особенности ее проявления у мужчин и женщин...............................................................................................................5
1.2. Психологические особенности мотивации достижения успеха у мужчин и женщин...........................................................................................................8
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния самооценки на мотивацию достижения успеха у мужчин и женщин.........................................................11
2.1. Методы и методики исследования.............................................................11
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.............................12
Заключение.......................................................................................................17
Библиографический список..................................................................................19
Приложение......................................................................................................22
Читать дальше
Обзор научной литературы показал, что мотивация достижения как внутренний фактор достижения успеха в профессиональной и учебной деятельности привлекает внимание многих исследователей. В литературе широко обсуждаются психологические особенности мотивации достижения у мужчин и женщин. В западной литературе присутствует мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин.
Мотивация достижения успеха - это стремление, повышающее интенсивность и активность действий человека, позволяющее достичь высоких результатов в деятельности. Проявление данного феномена зависит от личностных качеств и особенностей окружения и отношений к ним.
Кроме того, в отечественной психологии было проведено много исследований направленных на выявление психофизиологических, психологических и поведенческих коррелятов мотивации достижения (О.С. Виндекер), а также изучение возрастных и гендерных особенностей данного феномена (О.С. Виндекер, Е.П. Ильин). Это свидетельствует о том, что эта тема актуальна и ей уделяется большое внимание. В частности, отечественными учеными предложены различные модели мотивации достижения, которые описывают ее структуру, также выявлен широкий спектр психологических коррелятов мотивации достижения.
Личность с достаточно высоким уровнем самооценки уверена в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой сложные и трудновыполнимые цели. Таким образом, самооценка определяет личностное развитие и влияет на успешность в современном обществе: чем выше самооценка человека, тем успешнее он в обществе.
В теоретической части работы мы так же выяснили, что самооценка является центральным образованием личности, через призму которого преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка. Самооценка является системным образованием, взаимосвязанным с фактором психического развития. Она является компонентом самосознания, а мотивация достижения понимается многими авторами как стремление к успеху, настойчивость в достижении цели, как склонность к самосовершенствованию, раскрытию своего потенциала.
В эмпирической части работы мы проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования. В ходе проведенного анализа мы выяснили, что одна гипотеза о том, что уровень самооценки влияет на мотивацию достижения успеха: для субъектов с высоким уровнем мотивации достижения успеха будет характерен высокий уровень самооценки, подтвердилась. А другая выдвинутая нами гипотеза о том, что при одинаковом уровне самооценки, у мужчин мотивация достижения успеха будет преобладать в сравнении с мотивацией достижения успеха у женщин, не подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи решены.
Результаты проведенного исследования показали, что мотивация достижения успеха одинаково характерна как для мужчин, так и для женщин. А вот самооценка в этом процессе играет доминирующую роль.
Читать дальше
1. Большой психологический словарь Под ред Б.Г.Мещерякова и В.П.Зинченко. Изд-во Прайм-Еврознак. 2007 - 632 с.
2. Вартанова И.И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста // Психологические науки и образование. 2020. Т.25. №3. - С.40-48
3. Виндекер О.С., Луканин М.Е. Исследование структуры мотивации достижения у студентов в контексте их представлений об интеллекте и целях обучения // Изв. Урал. Федер. Ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. Том 26 №2. 2020 - С. 146-158
4. Виндекер О.С. Особенности мотивации достижения современных студентов: гендерный аспект./ Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Сборник статей. Москва. Институт психологии РАН. 2020. - . С. 299-300.
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, Издательский центр "Академия", 2006. -333 с.
6. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М.: «Прогресс», 2008. — 100 с.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
8. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Успех в жизни: личное и общественное // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. №1. С. 137-142.
9. Колышко А.М. Психология самоотношения. Учеб. пособие. / А.М. Колышко. Гродно.: ГРГУ, 2004 - 102 с.
10. Конохова Т.В., Конюхова Е.Т. Изучение проблемы успеха и успешности в контексте междисциплинарного подхода // Томского политехнического университета. 2009.Т.№16, №6 - С. 112-115.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Мсысл, 2005. - 352 с.
12. Лупенко Н.Н. Взаимосвязь гендерного и профессионального образов Я в структуре самосознания личности руководителя: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии / Лупенко Н.Н. - Краснодар, 2008 - 24 с.
13. Марюхина В.В. Гендерные особенности самооценки у подростков и ее влияние на общение // Вестник Тувинского госуниверситета. Выпуск 4. Педагогические науки. №1 (75). 2021 - С. 67-75.
14. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. Москва: Флинта. 2021 - 281 с.
15. Ожигова Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: на материале педагогической профессии / Автореф. дисс... канд психол. наук. - Краснодар. 2000 - 22 с.
16. Паутова Н.И., Паутов И.С. Гендерные особенности самооценки здоровья и его восприятия как социокультурной ценности // Женщины в российском обществе. 2015.№ 2 (75) - С. 64- 78.
17. Поплавская А.А., Н.Э.Соболева реализация достижительных мотивов мужчин и женщин на рынках труда разных стран мира // Экономическая социология. Т.20. №2. март 2019 - С. 51 - 83.
18. Рожков, Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Психологические науки – 2014. №3 – С.44-46
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. - Т.1. - СПб.: Питер, 2009 - 488 с.
20. Саитова М.А. Роль самооценки в достижении жизненного успеха. // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015, № 8. - С.103-105.
21.Семенова Е.А., Чопюк Н.Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный аспект // Филология и культура. 2014. №1 (35). - С. 333-338.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ОО Речь, 2007 – 350 с.
23. Шкуратова А.П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник ЗабГУ № 02 (105). 2014 - С. 47-51.
Читать дальше