ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ 6
1.1 Понятие «творческие способности» 6
1.2 Характеристика творческих способностей детей дошкольного возраста 15
1.3 Роль рисования в развитии творческих способностей старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты исследования 33
2.3 Разработка программы развития творческих способностей старших дошкольников посредством рисования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Читать дальше
Таким образом, творческие способности можно определить как индивидуальные особенности качества человека, способности, которые представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития и навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется в художественно-творческой деятельности детей, например, в том, что они уже могут создавать оригинальный замысел и воплощать его в своих рисунках, используя для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения. Отличительной особенностью детей старшего дошкольного возраста является большая пластичность нервной системы, создающая благоприятные условия для формирования творческих способностей личности. Для одаренных детей данной возрастной группы характерен достаточно высокий уровень умственного развития, предполагающий развитость восприятия, обобщенных норм мышления, наличие смыслового произвольного запоминания. Прекрасная память, способность к классификации и к категоризации, являются базисом для накопления одаренным ребенком дошкольного возраста значительного информационного объема и его самостоятельного использования в творческой деятельности. Раннее языковое развитие, достаточный словарный запас, позволяет детям данной категории легко и свободно излагать собственные мысли.
Основой для развития творчества в дошкольном возрасте является в первую очередь продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает рисование. Развитию творчества в изобразительной деятельности способствует самостоятельная предметная деятельность ребенка, а также организованный процесс обучения детей рисованию.
В ходе практической части работы была проведена диагностика уровня развития творческих способностей старших дошкольников, в результате был сделан вывод о том, что необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Основанием для таких выводов послужил тот, факто, что преобладающими были установлены показатели среднего и низкого уровня. Кроме этого, была разработана программа, включающая комплекс тем по рисованию для развития творческих способностей старших дошкольников.
Читать дальше
1. Алексеева А.С., Быстрова В.В., Фаттахова И.В. Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. – 2020. – № 12-1. – С. 98-100.
2. Балбекина Н.А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 18-20
3. Бурова Н.А., Пишкун Е.Г.Развитие творческих способностей у дошкольников - залог успешного развития личности // Преемственность в образовании. –2018. – №17. – С. 139-147.
4. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. // Современная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 62–63.
5. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 185 с.
6. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Взаимосвязь субъектного художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. – №1. – С. 271-274.
7. Кассем С.Е. Опыт развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2018. – №3. – С. 10-16.
8. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников: монография. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 144 с.
9. Кузнецова Е.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников // Вопросы педагогики. – 2021. –№12. – С. 208-214.
10. Куклина А.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии: сборник трудов конференции. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 42-44.
11. Севостьянова А. В. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2020. – № 19. – С. 161-163.
12. Симановский А.Э. Концепция развития творческого воображения дошкольников // Мат-лы VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». –2015. – С. 106-110.
13. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т.7. – №3. – С. 154-158.
14. Яшкова Л.А., Пятак Д.А. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе игры // Сборник трудов IV Региональной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вопросы науки и практики». – Киров, 2021. – С. 207-212.
Читать дальше