Введение 3
1. Теоретические основы изучения визуального мышления как основы современного педагогического процесса 5
1.1 Основные педагогические задачи современного образовательного процесса 5
1.2 Анализ видов восприятия информации в учебном процессе 10
2. Особенности изучения визуального мышления как основы современного педагогического процесса 15
2.1 Специфика визуальной формы мышления и восприятия информации 15
2.2 Использование потенциала визуальной формы мышления в современном образовательном процессе 21
Заключение 32
Список литературы 34
Читать дальше
В ходе исследования, основной целью которого было изучить особенности визуального мышления как основы современного педагогического процесса, были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены основные педагогические задачи современного образовательного процесса;
2. Представлен анализ видов восприятия информации в учебном процессе;
3. Раскрыта специфика визуальной формы мышления и восприятия информации
4. Определены особенности использования потенциала визуальной формы мышления в современном образовательном процессе
Таким образом, анализ литературы позволяет выделить по меньшей мере три направления исследования визуального мышления:
- психологическое направление – исследование визуального восприятия как способа мышления;
- нейроэстетическое – изучение законов
- визуального восприятия; гносеологическое – анализ гносеологических категорий и принципов, связанных с визуальными интуициями и аналогиями.
На наш взгляд, все три направления обнаруживают глубокую взаимосвязь между визуальным и абстрактным, открывают особый ракурс в исследовании человеческого мышления, который будет интересен, в частности, в исследованиях искусственного интеллекта.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.
Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Читать дальше
1. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. - М.: Идея-Пресс, 2003. – 236 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.- 266с.
3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1995. Артамонова 2010. – 341с.
4. Артамонова Ю.Д. Хладениус и исходные моменты историографии XIX века // Эпистемология и философия науки. 2010.- Т. XXIII.- № 1. - С. 189–192.
5. Вархотов 2021 – Вархотов Т. А. От воображения к карте: недискурсивные основания мысленного эксперимента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. C. 250–259.
6. Бешенков С.А., Акимова И.В. Визуализация как метод обучения программированию// Информатика и образования. – 2017. - №10 (289). – С. 20-25
7. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество». – 2008. – Т. 11, № 1.-С. -8-10
8. Ганчеренок, И. Нелинейное управление: ситуационный анализ / И. Ганчеренок, Н. Горбачев. – Mauritius: Palmarium Academic Publishing, 2019. – 364 c.
9. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988.- 223 с.
10. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010.- 234 с.
11. Мачерет, Д. Инновации, экономический рос и транспорт (рецензия на книгу Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс) / Д. Мачерет // Вектор транспорта. – 2018, № 3. – С. 58-63.
12. Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция // Когнитивная эволюция и творчество,- М.: Просвещение, 1995. – 264 с.
13. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Владос, 2004.- 132с.
14. Шестакова М. Нейроэстетика В. Рамачандрана и философия науки // Философские науки. 2018.- № 11.- С. 40–47
15. Кучерова А.В. Визуализация учебной информации в процессе обучения рисунку // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №2.; Электронный ресурс: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28696(дата обращения: 10.05.2023)
16. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы Электронный ресурс: https://www.dissercat.com/content/vizualnoe-myshlenie-starsheklassnikov-i-ego-formirovanie-v-usloviyakh-realizatsii-kompleksno(дата обращения: 10.05.2023)
17. Макарова Н.С. «Золотое правило» дидактики в высшей школе 21 в. Электронный ресурс. http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/makarova.pdf. (дата обращения: 10.05.2023)
18. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sposobov-i-metodov-vizualnogo-myshleniya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 10.05.2023)
19. Полюдова Е.Н. Визуальная культура и современное художественное образование. Электронный ресурс: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie(дата обращения: 10.05.2023)
20. Gancherenok, I.I. International higher education cooperation under conditions of fuzzy terminology: intellectual mobility vector / I. I. Gancherenok, U. V. Mannanov//Chemical Technology, Control and Management. - 2020, №2 (92). - P. 5-10. Электронный ресурс: https://uzjournals.edu.uz/ijctcm/vol2020/iss2/1/. (дата обращения: 10.05.2023)
Читать дальше