Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения значения театрализованной педагогики в начальной школе 5
1.1Психолого-возрастные особенности младших школьников 5
1.2 Театральная педагогика в начальной школе 8
1.3 Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной педагогики 11
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Приемы театрализации для развития творческих способностей у младших школьников 16
2.2 Анкетирование педагогов начальных классов по вопросу использования методов театрализации 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
В ходе исследования, целью которого было изучение способов применения элементов театральной педагогики в воспитательной деятельности начальной школы и выявление их эффективности на практике, были сформулированы следующие выводы:
Театральная педагогика - самостоятельная область педагогической науки, которая опирается на методологические и теоретические положения общей педагогики, имеет свой предмет, объект и методы исследования, понятийный и категориальный аппарат, изучает процесс духовно-эстетического развития театра. специалистов с точки зрения их подготовки и образования. Школьная театральная педагогика - раздел педагогики, изучающий систему методов, приемов и форм, обеспечивающих развитие природных задатков учащихся и совершенствование педагогической техники будущего педагога.
К элементам театральной педагогики относятся: внимание к предмету, память ощущений и создание на этой основе зрительного видения, воображение, способность к взаимодействию, логика и последовательность действий и чувств, чувство правды и веры, чувство ритма, обаяние. , выносливость, мышечная свобода и пластичность, владение голосом и произношением, способность воздействовать на слово.
Педагоги-практики используют в своей педагогической деятельности различные элементы театральной педагогики, которые способствуют развитию творческих способностей детей, формированию у них смелости, раскрепощенности и повышению коммуникативных навыков. Анализ педагогического опыта показал, что преподаватели начинают прививать элементы театрального искусства с первого класса. Учителя используют театральную постановку на уроках чтения, математики, природоведения, что превращает изучение этих предметов в интересное занятие, способствует развитию концентрации, наблюдательности, внимания, выносливости. При реализации задач различных программ для начальной школы речь идет о развитии творческих способностей детей, их воображения, самостоятельности в реализации идеи, участии в театральной деятельности, использовании учителем различных элементов театральной педагогики.
Использование элементов театральной педагогики в начальной школе дает возможность всестороннего развития личности с одновременным задействованием сознания, чувств и действий, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Ценным в определенном процессе является развитие актерского мастерства детей.
Посредством театрализованной работы формируется мотивация к обучению, активизируется познавательная деятельность учащихся, развиваются их творческое воображение и речь.
Читать дальше
1. Антонова, О.А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 12. Том 5. – 2005. – С. 335-344. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-prostranstvoobrazovaniya-shkolnaya-teatralnaya-pedagogika [Дата обращения 1.04.2016].
2. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2006.
3. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
4. Басина Н.Э Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005. - 160 с.
5. Беззуб А. М., Иванов В. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной педагогики // Научные высказывания. 2022. №15 (23). С. 27-29. URL: https://nvjournal.ru/article/Razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_mladshih_shkolnikov_sredstvami_teatralnoj_pedagogiki
6. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 01.04.2022).
7. Дельгас Г. В., Фомина И. Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. - 2008.- № 3.
8. Ежов П.Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования творческих способностей младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 176-176; URL: https://science- pedagogy.ru/ru/article/view?id=801 (дата обращения: 08.05.2023).
9. Игровые технологии как условие формирования личности ребёнка: Методическое пособие / Сост. Л.Ф. Блинова. Казань: ЗАО «Новое знание», 2003.
10. Макаренко А.С. О воспитании молодежи (Сборник избр. пед. произведений) / Под общ. ред. Г. С. Макаренко - 2-е изд. – М.: Трудрезервиздат, 1951. - 396 с.
11. Машевская С.М. Эволюция идей школьного театра [XVI в.- нач.XXв; 30-е гг. XX в. до наших дней]// Я вхожу в мир искусств. - 2012. - №2.
12. Накишова Е. Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
13. Новолодская, Е.Г. Здоровьесберегающая деятельность: театрализованная программа «Спортивные истории» / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 54-58.
14. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 43-46.
15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
16. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
17. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности/ Пеня Т.Г.// Искусство и образование. - 2001. - №1. - с.23-28.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
20. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: [учеб.-метод. пособие] / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 284 с.
Читать дальше