ВВЕДЕНИЕ 3 1. Особенности просодической стороны речи у лиц с дизартрией 5 2. Анализ системы работы по совершенствованию просодической стороны речи у лиц с дизартрией 14 3. Вокальные упражнения как средство совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Средства совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
52% уникальность
2023 год
3 просмотров
Милова Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Особенности просодической стороны речи у лиц с дизартрией 5 2. Анализ системы работы по совершенствованию просодической стороны речи у лиц с дизартрией 14 3. Вокальные упражнения как средство совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Вопрос развития просодической стороны речи у лиц с дизартрией различного возраста весьма актуален среди педагогов, логопедов и родителей. Это обусловлено увеличением количества лиц, имеющих разные формы дизартрии. Среди детей дошкольного возраста приблизительно 70% нарушений произносительной стороны речи обусловлены дизартрией.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Томске , зайдите на Work5.


. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущим симптомом данного расстройства является непосредственно нарушение просодических компонентов речи, оказывающее существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, а также имеющее важное значение в социальном взаимодействии и профессиональном ориентировании лиц, имеющих данный дефект. Таким образом, важность изучения темы исследования обусловлена значимостью просодических средств языка для общения, развития устной речи и синтаксиса письменной речи. Вопросами изучения и формирования просодической стороны речи у лиц с дизартрией занимались известные учёные, такие как А. Куссмауль, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, И.И. Панченко-Миль. А. Куссмауль впервые ввёл термин «дизартрия». О.В. Правдина предложила классификацию дизартрии с неврологической точки зрения. Таким образом, явление дизартрии достаточно освещено в современной науке. Существует возможность использования в работе над совершенствованием просодической стороной речи у лиц с дизартрией музыкальных средств. Известно, что занятия музыкой положительно влияют на всестороннее развитие ребёнка – развиваются чувство ритма, интонирование, мелкая моторика. При работе над просодической стороной речи у лиц с дизартрией необходимо опираться на слуховой анализатор, а вокальные упражнения существенно облегчают данную задачу. Изучая явление дизартрии, мы отмечаем, что данное расстройство характерно не только для детского, но и для взрослого возраста. Таким образом, следует отметить, что всё вышеперечисленное актуально и для этой возрастной категории. Проблема исследования может быть сформулирована как поиск ответа на научный вопрос: «Какие средства совершенствования просодической стороны речи являются наиболее эффективными с лицами, имеющими дизартрию?». Актуальность и проблема исследования определили тему исследования: «Средства совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией» Объектом исследования является процесс совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией. Предмет исследования – вокальные упражнения как средство совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией. Цель исследования – теоретическое обоснование вокальных упражнений как средства совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности просодической стороны речи у лиц с дизартрией. 2. Проанализировать систему работы по совершенствованию просодической стороны речи у лиц с дизартрией. 3. Описать вокальные упражнения как средство совершенствования просодической стороны речи у лиц с дизартрией. В ходе выполнения работы были использованы теоретические методы исследования – анализ, синтез и обобщение найденной литературы. Структура работы: введение, 3 параграфа, список литературы, приложение.

Читать дальше
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы. Просодическая сторона речи – это совокупность звуковых средств языка, фонетически организующая речь, устанавливающая смысловые отношения между частями фразы, придающая фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяющая говорящему выражать различные чувства. Просодическая сторона речи состоит из таких компонентов как интонация, сила и высота голоса, темп, ритм, тембр, логическое ударение, которые определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку. Дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Дети с дизартрией наряду с речевыми расстройствами, проявляющимися в дефектах произносительной и лексико-грамматической ее сторон, имеют специфические особенности психического развития. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно–логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. При дизартрических расстройствах нарушена не только звукопроизносительная сторона речи, но и просодическая. В структуре речи детей при бульбарной дизартрии и псевдобульбарной дизартрии возникают нарушения просодической стороны речи. У детей страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владения своим голосом (детям не удаются модуляции голоса по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слишком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонационная структура высказывания. Затруднение представляет воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов. В целом речь дошкольников с характеризуется как малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная. У детей с псевдобульбарной дизартрией нарушаются основные составные развития просодической стороны, а именно: речевое дыхание, мышечный тонус и голос. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Утрачивается звучность и сила голоса, что связано с понижением мышечного тонуса голосовых связок. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. В процессе вокальных упражнений ребенок учится модулировать собственный голос, выделять и дифференцировать звуки речевого потока, выделять словесное ударение, выражать различные интонации, первоначально освоив навык манипуляции музыкальными звуками. Не обходимо отметить, что музыкальная форма занятий делает их более привлекательными для дошкольников и позволяет достигнуть результатов при с наименьшем утомлении ребенка.
Читать дальше
1. Артёменко, О.Н. Просодическая сторона речи у детей с дизартрией / О.Н.Артёменко, Л.В. Короткая // Международная онлайн-конференция «Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований. 2021. – 140 с. 2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников / Е. Э. Артемова. – Москва : Наука, 2017. – 139 с. 3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2016. –160 с. 4. Аннищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Аннищенкова – Москва: АСТ, 2018. – 60 с. 5. Беспоместных, О.А. Просодическая сторона речи и её генез в дошкольном возрасте / О.А. Беспоместных // Студенческий научный форум 2017. – 130 с. 6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 139 с. 7. Белисова, А.А. Особенности интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Белисова // Аллея науки. – 2017. - №14. С.5–38. 8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова – Москва: Просвещение: 2022. –178 с. 9. Золотарева, И. В., Развитие просодического компонента речи у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами / И.В.Золотарева, С.В. Леонова // Альманах Казанского федерального университета: Материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика». 2018. – 90 с. 10. Караулова, Е. В. Коррекционная фонолого-ритмика: учебно-методическое пособие / Е. В. Караулова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – 111 с. 11. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб : СОЮЗ, 2000. – 192 с. 12. Лапий, Д.Н. Вокал и логопедия / Д.Н. Лапий // Культура и искусство в современном социуме (К 100-летию Тамбовского колледжа искусств). №5 2018. С. 6-39. 13. Михайлова, Ж.А. Влияние музыкальных занятий на развитие речи у детей / Ж.А.Михайлова // Сборник статей и тезисов, Москва, 23–27 ноября 2020 года. Москва: Наука, 2020. – 90 с. 14. Мохотаева, М. В. Логопедичекая работа по коррекции нарушений голоса у детей с церебральным параличом / М. В. Мохотаева / Автореферат, Санкт – Петербург, 2011. – 170 с. 15. Петелин, А.С. Использование теории резонансного пения на уроках вокала /А.С. Петелин, Лу Хуачжао // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017. Сборник докладов участников II Международной научно-практической конференции : в 2 томах, Белгород, 17–18 октября 2017 года. Белгород, 2017. – 120 с. 16. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. - №2. С.5–49. 17. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.А. Позднякова. – Санкт-Петербург, 2004. – 121 с. 18. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. / М.А. Поваляева – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 176 с. 19. Правдина, О.В. Логопедия. / О.В. Правдина. – Москва: Просвещение, 2013. – 272 с. 20. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Москва: Просвещение, 2015. –176 с. 21. Щербак, С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами / С. Г. Щербак. Автореферат, Москва, 2011. – 89 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле
Количество страниц:
20
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
система управления персоналом в ресторане гостиничного комплекса
Количество страниц:
50
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Проблемы применения единого сельскохозяйственного налога
Количество страниц:
35
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image