Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения регионального социально-экономического мониторинга 5
1.1 Основные понятия, цели и задачи социально-экономического мониторинга 5
1.2 Информационное обеспечение мониторинга 9
1.3 Зарубежный опыт организации мониторинга 13
Глава 2. Основные направления мониторинга социально-экономического развития региона 19
2.1 Социально-экономический потенциал региона и эффективность его использования 19
2.2 Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития региона 23
2.3 Основные направления мониторинга социально-экономического развития на примере Алтайского края 27
2.4 Пути улучшения экономического положения Алтайского края 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Читать дальше
В курсовой работе было выявлено, что мониторинг социально-экономического развития региона может иметь различные цели и задачи в зависимости от конкретной ситуации.
При этом важно учитывать, что мониторинг может проводиться как на уровне конкретного региона, так и на более широком уровне, например, на уровне регионального округа или страны в целом. Кроме того, результаты мониторинга могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от того, какие критерии и методы анализа были использованы. Поэтому важно применять достоверные методы и учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты мониторинга.
Для мониторинга региона необходимо собирать данные из различных источников, таких как национальные статистические службы, бизнес-отчеты и данные, опросы населения и т. д. Эти данные необходимо систематизировать и обработать, чтобы получить всестороннее представление об экономическом и социальном развитии региона. Также важно использовать современные методы, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, для анализа больших объемов данных и обнаружения скрытых закономерностей.
Основная цель мониторинга – это получение информации о текущем состоянии региона, выявление проблемных областей и определение направлений дальнейшего развития. Результаты мониторинга используются для принятия решений, планирования бюджета и разработки стратегии развития региона.
Кроме того, мониторинг социально-экономического развития края позволяет оценить эффективность принимаемых мер по улучшению устойчивости региона и достижению поставленных целей и задач.
В работе рассмотрен Алтайский край. Было выявлено, что для оценки экономической устойчивости региона проводятся анализы структуры экономики, уровня инвестиций, занятости населения и других факторов. Для оценки социальной устойчивости региона проводятся анализы уровня образования, здравоохранения, доступности жилья и других социальных услуг. Для оценки экологической устойчивости региона проводятся анализы состояния природных ресурсов, уровня загрязнения окружающей среды и других факторов.
На основе результатов анализа разрабатываются меры по улучшению устойчивости региона, такие как развитие новых отраслей экономики, повышение качества социальных услуг, сокращение загрязнения окружающей среды и другие. Кроме того, проводится оценка рисков и разработка мер по их предотвращению или минимизации. Все эти меры направлены на повышение устойчивости региона и обеспечение его долгосрочного развития.
Было рекомендовано использование цифровых инструментов становится все более актуальным и необходимым. Они позволяют быстро реагировать на изменения в экономике и социальной сфере, а также принимать правильные решения на основе анализа данных. Кроме того, использование цифровых технологий позволяет сократить затраты на мониторинг и анализ данных, а также повысить качество принимаемых решений. Они также способствуют улучшению взаимодействия с жителями и общественностью, что повышает уровень доверия к властям и способствует более эффективному управлению территорией.
Таким образом, использование цифровых технологий и инструментов является необходимым условием для успешного развития Алтайского края в условиях современной экономической и социальной ситуации.
Читать дальше
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
3. Указ Президента РФ от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 13 мая 2017 года N 208
5. Абдивап, К. У. Научно-методическое обеспечение мониторинга стратегического социально-экономического развития южного региона / К. У. Абдивап, Д. А. Зулпуева, У. Деканов // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2020. – № 1. – С. 86–90.
6. Алибий, Ф. М. Теоретико-методологические и организационно-технологические проблемы мониторинга территорий опережающего социально-экономического развития / Ф. М. Алибий, А. Х. Сабанчиев // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5(142). – С. 386–390.
7. Васильева, Н. К. Мониторинг социально-экономического развития регионов / Н. К. Васильева, С. М. Резниченко, О. В. Тахумова // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 52(5). – С. 71–75.
8. Демешко Т. С. Понятие, сущность, задачи мониторинга и прогноза в системе управления регионом // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. - № 13. – С. 57–63.
9. Езангина, И. А. Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России / И. А. Езангина, О. С. Громышова // Финансы: теория и практика. – 2020. – Т. 24, № 5. – С. 112–127.
10. Кузнецова, О. В. Формирование аналитической системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации / О. В. Кузнецова, Р. А. Бабкин //. – 2022. – № 1(21). – С. 155–164.
11. Кузнецова, О. В. Типология муниципальных образований для мониторинга их социально-экономического развития / О. В. Кузнецова, Р. А. Бабкин // Федерализм. – 2021. – Т. 26, № 4(104). – С. 35–53.
12. Кюрджиев, С. П. Разработка предложений по совершенствованию методологии мониторинга социально-экономического развития Ростовской области / С. П. Кюрджиев, П. А. Бохан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 4. – С. 12–18.
13. Лавров, В. В. Формирование социально-экономической пространственной системы развития туризма на основе мониторинга туристско-рекреационных ресурсов территории / В. В. Лавров // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 4. – С. 82–92.
14. Маркова, Е. А. Теоретические и практические аспекты мониторинга (на примере организации мониторинга социально-экономического развития Алтайского края) / Е. А. Маркова, И. Н. Масибут // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 18. – С. 37–43.
15. Мельников, В. В. Совершенствование методики мониторинга эффективности стратегического планирования социально-экономического развития региона (на примере Северо-Кавказского Федерального округа) / В. В. Мельников, А. Г. Бездудная // Управленческий учет. – 2021. – № 8–1. – С. 110–116.
16. Строев, П. В. Совершенствование оценки эффективности и мониторинга функционирования территорий опережающего социально-экономического развития / П. В. Строев, О. В. Пивоварова // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 2037–2054.
17. Суворова, А. П. Формирование мониторинга научно-технологического развития как фактора угроз социально-экономической безопасности Российской Федерации / А. П. Суворова, Н. Ю. Судакова // Инновационное развитие экономики. – 2020. – № 6(60). – С. 358–370.
18. Толстолуцкий, Р. О. Мониторинг как инструмент достижения целей социально-экономического развития сельских территорий / Р. О. Толстолуцкий // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2020. – Т. 82, № 2(84). – С. 234–242.
19. Уколов, В. Ф. Адаптация инструментария и объектов мониторинга социально-экономического развития регионов к изменяющимся условиям / В. Ф. Уколов, О. В. Шабуневич // Вестник МИРБИС. – 2022. – № 2(30). – С. 150–157.
20. Шилова, Н. Н. Уровневый подход в развитии системы мониторинга социально-экономических систем / Н. Н. Шилова, Е. П. Киселица, Э. Н. Брагина //. – 2020. – № 4. – С. 88–92.
21. Щеглеватых, Е. А. Роль мониторинга в управлении социально-экономическим развитием региона / Е. А. Щеглеватых // Вектор экономики. – 2022. – № 12(78).
22. Цифровая экономика Российской Федерации: программа: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 32. – Ст. 5138; Официальный интернет портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru
Читать дальше