Таким образом, экзистенциализм - это философия существования, иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в начале 20 века.
В 1920-ые годы «ренессансное величие человека» обесценилось почти полностью. Цивилизационный кризис, к этому времени, достиг небывалых прежде масштабов. Бессилие каждого конкретного человека перед природными и социальными стихиями, стало настолько очевидно впечатляющим и всеобъемлющим, что «искание своего места в мире» не могло не стать массовым явлением и общественным движением. Началось «кипение социальных разочарований» и «монументальность индивида», как несокрушимая прежде основание всех социальных умозрений, рассыпалось и потекло. Классическая философия перестала понимать то, что твориться с Властью, с Обществом, Государствами и их отношениями между собой.
Обобщая основные вопросы, находившиеся в поле внимания экзистенциалистов, можно выделить следующие:
человеческое отчуждение
проблемы бытия мира и человека
существование и сущность человека
Экзистенциализм - это отдельная философская концепция, развивающаяся в XX веке, поскольку экзистенциализм по своей сути является способом закрепления широко распространенных общественных настроений и полностью обусловлен историческими событиями, происходившими в этот период. Именно в 20 веке произошла переоценка ценностей, вера в Бога рухнула, поэтому этот век характеризуется как век кризиса и беспокойства. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями.В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости.
Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов ( поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением свобода экономическая, политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции.
Общество таким образом лишь ограничивает личность.
Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал сотрудничества с нацистами, а либерал К. Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды, Ж-.П. Сартр и А.Камю были участниками французского Сопротивления, боролись с немецким фашизмом, выступали за мир и демократию. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Времена, когда разум бессилен, а возвышаются подсознательные моменты в поведении человека, господствует иррационализм. Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса».
Экзистенциалистская философия -- оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.
При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против нивелирования личности, массовой гибели людей в войнах.
Интерес к этой философии вызван тем, что она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме – человека, его места и роли в мире, выступила глашатаем эмансипации личности – и это создало ей широкую популярность.