В процессе написания дипломной работы была рассмотрена специфика такого экономического показателя как рентабельность и рассмотрены пути повышения рентабельности на предприятие.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены сущность анализа рентабельности, цель, задачи и информационная база анализа рентабельности, методология анализа рентабельности.
Рентабельность — это доходность от деятельности хозяйствующего субъекта, обеспечивающая получение выручки от продажи товаров (продукции, услуг) в величинах, восполняющих производственные затраты и издержки и впоследствии образуется прибыль.
Любые российские предприятия подчиняются основным законам рыночной экономики, в большинстве своем, деятельность предприятий по максимизации прибыли основывается на сохранении стабильного потока денежных средств. В таких условиях важнейшим признаком является платежеспособность и наличие ресурсов для развития.
Предварительный анализ рентабельности начинается с оценки структуры и динамики бухгалтерского баланса, позволяющий судить о финансовом положении компании в разрезе статей отчетности и их динамики. Данный анализ делается на основе метода сравнения.
Анализ рентабельности организации, определение причинно-следственных связей̆, возникающих между используемыми ресурсами и полученными результатами, формируют базу для научно-обоснованного прогнозирования его будущего состояния при планировании и прогнозировании. Основным источником информации для проведения анализа рентабельности служит бухгалтерская финансовая отчетность компании. Для проведения анализа организации был применен системный подход, то есть была учтена специфика деятельности, подобрана подходящая методика.
На основании проведенного исследования всех элементов рентабельности можно сделать вывод, что проведение анализа рентабельности является не только необходимостью для предприятия, но и важным условием грамотного и успешного управления им.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы разработать мероприятия, которые направлены на повышение рентабельности предприятия ООО «ССТ».
Чтобы достичь поставленной цели, нужно было решить ряд задач, которые описаны в работе. Все задачи, которые были представлены в дипломной работе, были выполнены, а значит, цель работы достигнута.
Методика анализа рентабельность включает в себя: проведение анализа рентабельности продажи, активов, собственного капитала, инвестиций, рентабельность производства, трудовых ресурсов, оборотных и внеоборотных активов. Оценка уровней показателей, а также проведение факторного анализа предприятия.
Таким образом, изложенные мероприятия могут лечь в основу мер по увеличению рентабельности компании, позволят понести меньше расходов, повысить эффективность деятельности субъекта и укрепить финансовое состояние организации.
Существуют факторы, влияющие на величину финансовых результатов отчетного периода, которые делятся на внешние и внутренние.
К внешним относятся:
А) Факторы рыночной конъюнктуры;
Б) Административно – правовые факторы.
К внутренним относятся:
А) Материально-технические;
Б) Организационно – управленческие;
В) Экономические;
Г) Социальные.
Целью анализа рентабельности предприятия является оценка способности компании приносить доход на вложенный в нее капитал, а также выявление и оценка резервов роста рентабельности предприятия.
Для достижения цели необходимо реализовать задачи, которые согласуются с методикой анализа:
1. Анализ изменения показателей рентабельности за определенный период времени;
2. Оценка влияния факторов на изменение рентабельности предприятия;
3. Выявление резервов повышения рентабельности предприятия;
4. Разработка мероприятий по использованию возможностей роста рентабельности.
Методика анализа состоит в следующем:
1. Анализ изменения абсолютных показателей деятельности предприятия;
2. Анализ показателей рентабельности предприятий и изменение их в динамике;
3. Факторный анализ показателя рентабельности продаж.
В результате анализа было выявлено, что показатели рентабельности имеют положительную тенденцию. Это связано в первую очередь, с положительной прибылью за 2021 год. В 2020 году прибыль компании, согласно финансовой отчетности была больше, чем в 2021. Следовательно, по итогу 2021 года показатели рентабельности предприятия снизились. Также стоит отметить, что прирост себестоимости был выше прироста выручки от продаж.
Результаты анализа позволяют определить пути повышения прибыли и рентабельности ООО «ССТ» и мероприятия, реализация которых позволят предприятию улучшить свои финансовые результаты.
Для повышения прибыли и рентабельности ООО «ССТ» предлагается реализовать следующие мероприятия:
1) Предлагается, разместить рекламу в специальных журналах, а также наем маркетолога.
Расходы рекламу при размещении рекламных статей в журналах составит 132,5 тыс. руб.. Расходы на участие в выставках составят 418 тыс. руб. Расходы на привлечение маркетолога составит 515,7 тыс. руб. При этом предприятие сможет увеличить выручку на 12 639 тыс. руб. или на 5% за счет привлечения новых клиентов и расширения рынков сбыта.
2) На текущий момент ООО «ССТ» рекомендуется вести активный поиск новых заказов, принимать участие в тендерах, печататься в журналах, чтобы обеспечить себя нужным количеством заказов для получения высоких показателей прибыли и рентабельности и иметь большой круг заказчиков и заинтересованных лиц.
3) Компании также рекомендуется провести модернизацию логистической деятельности. Данная модернизация должна включать в себя обновление транспортных путей, поиск более оптимальных маршрутов поставок. Также следует сократить простой автотранспорта для его более эффективного использования.
После введения всех предложенных мероприятий выручка предприятия предположительно составит 781594,1 тыс. руб. При этом себестоимость 354802,5 тыс. руб.
Коммерческие расходы, будут включать в себя расходы на рекламу, которые составят 1199,02 тыс. руб.
Таким образом, на основании динамики показателей рентабельности продаж, операционной прибыли, бухгалтерской и чистой прибыли можно сделать вывод, что предложенные мероприятия экономически оправданы и эффективны.