Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма в учебной деятельности школьников 5 классов средствами учебного курса ОБЖ 5
1.1 Особенности учебной деятельности учащихся 5 классов 5
1.2 Учебный курс ОБЖ как средство патриотического воспитания школьников 7
Глава 2. Практическая работа по воспитанию патриотизма в учебной деятельности школьников 5 классов средствами учебного курса ОБЖ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 15
Заключение 19
Список литературы 21
Читать дальше
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям ,природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Патриотическое воспитание также представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся.
Основные задачи патриотического воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу; воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков; совершенствование ценностно-ориенти-рованных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Процесс патриотизма у школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания и формирования гражданственности будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины.
Воспитание патриотизма реализуется в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по нескольким направлениям: социо-культурное направление; морально-нравственное направление; когнитивное направление; отношенческое направление; волевое направление; поведенческое направление; рефлексивно-регулятивное направление.
Результаты диагностики патриотического воспитания учащихся 5 классов на уроке ОБЖ показали, что очень многие дети имеют низкий уровень патриотической воспитанности. Это проявлялось в том, что дети не знают символику страны (герб, флаг), основные народные праздники страны, не могут назвать самые известные достопримечательности России и своего города, не знают знаменитых людей своей страны. С учетом полученных результатов были предложены мероприятия, призванные повысить уровень патриотического воспитания.
Читать дальше
1. Батчаева С.А. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников // В сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 44-49.
2. Богданов Д.Д. Формирование патриотизма у современной молодёжи // В сборнике: Молодёжь XXI века: шаг в будущее. – 2017. – С. 401-402.
3. Бороненкова Л.С. Формирование патриотической компетентности учащихся // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №2. – С. 31-35.
4. Быстров О.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности и патриотическое воспитание в школе (из опыта работы) // В сборнике научных статей Всероссийской научно-практической конференции: Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде. – Саратов, 2021. С. 66-70.
5. Гадаев Д.О., Даганов Л.Ю., Мушаев А.В. Патриотическое воспитание школьников в учебном курсе «ОБЖ» // Материалы III Всероссийской молодежной конференции. Элиста: Педагог-профессионал в школе будущего. – 2020. – С. 49-56.
6. Гунченко М.Г. Формирование патриотизма и гражданственности у школьников // В сборнике: Антропологические и психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. – 2016. – С. 42-44.
7. Карпачёва Т.В. Роль школьного курса ОБЖ в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения // В сборнике: Духовно-нравственное воспитание и ценностные ориентиры молодежи в современных условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 57-60.
8. Ковалев С.С. Роль курса «ОБЖ» в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №5. – С. 226-228.
9. Крошилина Г.И. Система военно-патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 6. – С. 20-23.
10. Мананкова О.П. Методы и средства военно-патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы в курсе ОБЖ // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. – 2022. – №8. – С. 27-32.
11. Недобойко И.А., Корякин М.В., Жилин Р.С., Яковлев Д.В. Патриотическое воспитание в современной школе // В сборнике: Анализ проблем внедрения результатов инновационных исследований и пути их решения. – Уфа, 2021. –С. 89-91.
12. Родионова Н.И. Современное состояние гражданско-патриотического воспитания в России // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. –2019. – №1. – С. 120-132.
13. Смирнов Р.А., Королькова В.И. Патриотическое воспитание как основа формирования личности подрастающего поколения // В сборнике: Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет - новой школе». – 2016. – С. 75.
14. Шайхутдинова Д.Н. Патриотизм как необходимый аспект в воспитании современного школьника // В сборнике: Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2022. – С. 231-224.
15. Юлбаева И.В. Содержание патриотического воспитания в курсе основ безопасности жизнедеятельности // В сборнике: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения. – Омск, 2022. – С. 118-121.
Читать дальше