Введение...................................................................................................................3 1 Понятие идентичности в психологии.................................................................5 1.1 Концепции идентичности в отечественной и зарубежной психологии....5 1.2 Виды и функции идентичности личности..................................................8 1.3 Выводы по главе 1......................................................................................10 2 Проблема особенностей личностной идентичности у людей разного возраста............................................................................................................12 2.1 Факторы и закономерности формирования идентичности личности..12 2.2 Особенности личностной идентичности людей разного возраста......15 2.3 Выводы по главе 2....................................................................................26 Заключение........................................................................................................28 Список использованных источников...............................................................30

Особенности личностной идентичности у людей разного возраста

курсовая работа
Психология
30 страниц
77% уникальность
2023 год
4 просмотров
Ушерович Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 1 Понятие идентичности в психологии.................................................................5 1.1 Концепции идентичности в отечественной и зарубежной психологии....5 1.2 Виды и функции идентичности личности..................................................8 1.3 Выводы по главе 1......................................................................................10 2 Проблема особенностей личностной идентичности у людей разного возраста............................................................................................................12 2.1 Факторы и закономерности формирования идентичности личности..12 2.2 Особенности личностной идентичности людей разного возраста......15 2.3 Выводы по главе 2....................................................................................26 Заключение........................................................................................................28 Список использованных источников...............................................................30
Читать дальше
Актуальность выбранной темы определяется тем, что социальные процессы, происходящие в последние десятилетия в нашем обществе, радикально изменили весь прежний уклад общественной жизни. Глубина и значительность этих изменений непосредственно отразилась на содержании самосознания людей. Трансформация многих значений и личностных смыслов не дает ясных ориентиров для поиска новой системы смыслов и ценностей, что затрудняет становление личностной идентичности человека. Результат этого процесса проявляется в кризисе идентичности человека, отмеченного в работах Г.М. Андреевой, Т.М.


Если хотите заказать отчет по практике в Иркутске , заходите на Work5.


Буякас, А.В., А.Б.Орлова, А.В. Лукьянова и других. Проблема идентичности - одна из центральных и наиболее актуальных проблем не только в психологии, но и в философии, социологии, логике. В психологии понятие "личностная идентичность" связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А. Антонова, А.Б. Орлов, К. Хорни). проблемой формирования "Я - концепции" личности (И.С. Кон, В.В. Столин, З. Фрейд, Э. Эриксон). Оно также рассматривается как базовый процесс и механизм самопознания (В.А. Петровский, В.С. Мухина). Объектом рассмотрения в данной работе является идентичность личности. Предметом изучения в работе является возрастно-психологические особенности личностной идентичности. Целью исследования является рассмотрение особенностей личностной идентичности у людей разного возраста, а также современное состояние проблемы идентичности личности. В соответствии с целями были определены следующие задачи исследования: 1. Исследовать теоретические и научные понятия идентичности. 2. Рассмотреть сущность и специфику идентичности. 3. Раскрыть сущность и специфику особенностей личностной идентичности людей разного возраста. 4. Обобщить существующие в научной литературе научные подходы к данной проблеме. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, трансформационные процессы, происходящие в нашем обществе и затрагивающие все сферы общественной жизни, оказывают влияние на процесс формирования личностной идентичности и особенно это проявляется в подростковом и юношеском возрастах. Теоретическая значимость состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты можно использовать при разработке тематики научно-исследовательских студенческих работ Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обозначены актуальность исследования, цели, задачи, выдвинута гипотеза исследования, а также указаны теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы проблемы идентичности личности, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов. Вторая глава посвящена рассмотрению проблемы особенностей личностной идентичности у людей разного возраста. В заключении подводятся итоги результатов работы. Список использованных источников состоит из 42-х наименований, 7 из которых на иностранном языке.

Читать дальше
Проблема идентичности в настоящее время является одной из наиболее актуальных в изменяющихся условиях жизнедеятельности современного человека. Как показал проведенный анализ научной литературы большой вклад в изучение проблемы идентичности внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Зарубежной психологи чаще всего рассматривали идентичность через категорию Я-концепции и через изучение образа Я, а отечественные - изучали идентичность через исследования самосознания и самоотношения. Несмотря на существование различных концепций, взглядов на понятие идентичность, многие отечественные и зарубежные авторы сходятся во мнении, что идентичность, играет в жизни и деятельности человека важную роль, а также имеет свою структуру, динамику и различное содержание. Согласно общепринятой во всем научном мире концепции Э. Эриксона, окончательное формирование Эго-идентичности связано с отрочеством и юностью (12-20 лет). В период ранней взрослости (20-25 лет) и средней взрослости (25-65 лет) происходит дальнейшее развитие идентичности. Поздняя взрослость (65 лет и более) характеризуется созданием завершенной формы Эго-идентичности на основе всего жизненного пути развития личности, переосмысления всей жизни. Высокий уровень сформированности идентичности характеризует человека как зрелую личность, имеющую собственную жизненную позицию, способную актуализировать и реализовать свой потенциал. Идентичность имеет динамическую структуру: она развивается на протяжении всей жизни человека. Это развитие не является линейным и равномерным, оно проходит через преодоление кризисов идентичности. Может развиваться как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Социальная ситуация нестабильности общества, характерная для современного этапа нашей страны, внесла свои коррективы в процесс формирования идентичности. Это связано с тем, что размываются социальные стереотипы, позитивные ценности и моральные нормы. Происходит значительное изменение нравственной атмосферы, разрушается прежний тип духовной культуры. Проблема идентичности остается актуальной и значимой в наше время. Это подтверждается количеством исследований и научных публикаций, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. По нашему мнению, сформированному на основе подготовки курсовой работы, в социуме появились две большие проблемы, оказывающие влияние на процесс формирования личностной идентичности. Это, во-первых, социо-экономическая и политическая нестабильность, размывающая ценности, нормы, стереотипы, а во-вторых, широкое распространение интернета, транслирующего различную информацию, оказывающую влияние на молодое поколение, находящееся на этапе своего взросления и самоопределения. Если первая проблема, как показал анализ публикаций, привела к увеличению кризисных состояний людей, депрессий и разочарований, то вторая проблема напрямую связана с оказанием влияния на формирования личностной, социальной, а возможно и половой идентичности. Если, раньше при изучении идентичности, рассматривали только Я - реальное и Я - идеальное, то сейчас уже стоит вопрос о рассмотрении вопроса Я - виртуальное. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась, цели дальнейших исследований определены. Таким образом, можно заключить, что будущее исследований идентичности, по-видимому, будет лежать в сфере интеграции достижений различных теоретических ориентаций отечественных и зарубежных ученых.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Г.М. Андреева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 12-18. - Режим доступа: URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.05.2023). 2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 301с. 3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии.- 1996. №., - С. 131-143. 4. Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: автореф. дис... канд. психол. наук / О.В. Беляева. - Психологический университет РАО.- Москва, 2001 - 19 с. 5. Волков Р.С., Сачкова М.Е. Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков / Р.С. Волков, М.Е. Сачкова // Современная зарубежная психология- 2022. -Том 11. № 2 -С. 122—130. 6. Гордова, Т. В. Философские и социально-психологические подходы к исследованию проблемы идентичности / Т. В. Гордова, Г. К. Корнеева. // Вестник Российского философского общества.- 2020. № 1–2 (91–92). С. 121–130. 7. Джеймс У. Личность [Электронный ресурс] / У. Джеймс Режим доступа: www.psychology- online.net/articles/doc-1018.html (Дата обращения: 18.05.2023). 8. Иванова Н.Л. Социальная идентичность: теория и практика / Иванова, Т.В. Румянцева. - Москва.: Изд-во СГУ, 2009 - 456 с. 9. Исаева Д.А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: автореф. лис...канд. психол. наук / Д.А. Исаева - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2013 - 26 с. 10. Кампос А.Д., Чебан А.Г. Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости / А.Д. Компас, А.Г. Чебан // Клиническая геронтология. - 2018, № 9-10. - С.26-29. 11. Капицын В.М. Теория и политика идентичности / В.М. Капицын. -Москва.: Изд-во Инфра-М, 2018 - 219 с. 12. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва.: Просвещение. 1989 - 254 с. 13. Короленко, Ц. П. Идентичность в норме и патологии / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.- 256 с. 14. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2012 - 902 с. 15. Кузина Д. В. Идентичность как предмет психологического исследования / Д. В. Кузина, М. О. Акимова. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. Т. 26, № 2. С. 122–126. 16. Кузьмин М.Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста / М.Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал. - 2018. Т.14. №2 - С. 67-89. 17. Лебедева, М. В. Идентичность как социально-психологический феномен / М. В. Лебедева. // Москва: Интернаука.- 2021. № 19–2 (195). С. 68–69. 18. Лесникова Е.А., Скрипачева Е.Н., Ефремова Н.Ф. Процесс становления идентичности в период ранней зрелости личности / Е.А. Лесникова, Е.Н. Скрипачева, Н.Ф. Ефремова // Вестник МАСИ. - 2021 №4. - С. 85-92. 19. Макарова, О. В. Образ Родины как основа социокультурной идентичности младших школьников / О. В. Макарова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 фев. 2019 г. Омск, 2019. С. 72–75. 20. Максимова Л.А., Валиев Р.А., Руженцева Н.Б. Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания / Л.А. Максимова, Р.А. Валиев, Н.Б. Руженцева // Психологическая наука и образование. - 2019. Том 22. № 2. С. 82—92. 21. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография / А. В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 118 с. 22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006 - 608 с. 23. Мухина В.С., Мелков С.В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности / В.С. Мухина // Культурно-историческая психология.- 2022. Том 18. №1. С. 105-112. 24. Нечаев, А. В. Где живет идентичность / А. В. Нечаев // Социальные явления - 2020. Т. 10, № 1.- С. 3–6. 25. Перевезенцева Н.Л. Формирование идентичности личности в период кризиса взрослости в условиях информационного пространства / Н.Л. Перевезенцева // Мир науки. Педагогика и психология.- 2019. №4, Том 7.- С. 24-30. 26. Поломошнов, П. А. Проблема идентичности личности в контексте интегративного подхода / П. А. Поломошнов, А. Ф. Поломошнов. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5. С. 128–136. 27. Смольянинова, Т. С. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности / Т. С. Смольянинова, Т. А. Петряева, Ю. А. Бусыгина. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.- 2020. № 56.- С. 30–40. 28. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Е.Л. Солдатова // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С. 75-84. 29. Соловьева С.Л. Идентичность как ресурс выживания // Медицинская психология в России. 2018. T. 10. №1. C. 5- 12. 30. Чухин С.Г., Чухина Е.В. Факторы и закономерности формирования идентичности личности / С.Г. Чухин, Е.В. Чухина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. № 4 (7).- С. 114-131. 31. Шакурова, М. В. Определение критериев оценки социокультурного пространства в социальных практиках / М. В. Шакурова // Социальная педагогика.- 2019. № 3. -С. 68–72. 32. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2007. - 128 с. с. 33. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. 34. 34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис./ Э.Эриксон.- М.: Флинта; Прогресс, 2006 - 341 с. 35. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии . - 1999. - №6. - С. 54-58. 36. Hogg M Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel Hempstead, 1990. P. 28–47. 37. Marcia J. E. Identity in adolescence / J. E. Marcia. Text: print // Handbook of adolescent psychology / ed. Adelson J. New York: John Wiley, 1980. P. 159–187. 38. Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 2015. - 562 с. 39. Parenting styles, identity development, and adjustment in career transitions: The mediating role of psychological needs / P.M.G. Cordeiro, M.P. Paixao, W. Lens, M. Lacante, K. Luyckx // Journal of Career Development. 2018. Vol. 45. № 1. P. 83—97. 40. Sznitman A.G., Petegem V.S., Zimmermann G. Exposing the role of coparenting and parenting for adolescent personal identity processes // Journal of Social and Personal Relationships. 2019. Vol. 36. № 4. P. 1233—1255. 41. Tajfel H. Instrumentality, identity and Social comparisons / H. Tajfel. Text: print // Social identity and intergroup relations / ed. H. Tajfel. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982. P. 483–507. 42. Waterman A. S. Identity development frоm adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research / A. S. Waterman. Text: electronic // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18, is. 3. Р. 341–345.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Понятие структуры дефекта по Л. С. Выготскому
Количество страниц:
16
Оригинальность:
37%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Влияние компьютерных игор на внимания у геймеров в возрасте 20-25 лет
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image