ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ 5
1.1. Структура законов Ману. 5
1.2. Социальные и имущественные отношения по законам Ману. 8
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ И НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ МАНУ 13
2.1. Брачные отношения по законам Ману. 13
2.2. Семья в Древней Индии 16
2.3. Наследственное право по Законам Ману. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
Источники 24
Литература 24
Читать дальше
Законы Ману - это реликвия древнеиндийской литературы, основанная на традициях Ману, легендарного прародителя человечества в Древней Индии, и представляющая собой сборник наставлений для благочестивых индийцев по выполнению их социальных, религиозных и моральных обязанностей. Это одна из 9-20 Дхарма-шастр, составляющих литературу Смрити.
Это свод религиозных и моральных правил, написанный в форме поэзии от имени полубога Ману, мифического прародителя человечества, и окончательно оформленный в середине II века нашей эры.
Официально данная книга называется "Манава Дхарма Састра", что переводится как "Откровение Ману". Термин "sastra" обозначает откровение, а "dharma" - понимание разума, закона, морали, религии и т.д. Именно поэтому ее часто называют "Откровением царя Ману". Такое название подчеркивает тесную связь между законом и религией, которая была характерна для древнеиндийского общества. Эта книга является памятником священного права, известным как "Закон Ману".
Данная книга устанавливает правила поведения, которые объединяют в себе религиозные, моральные и юридические аспекты. Она демонстрирует глубокую взаимосвязь между правом и религией, особенно в контексте древнеиндийского общества. Кодекс Ману попытался систематизировать нормы права, включив в них идеи частного наказания и правонарушения.
Трактовка материала в кодексе Ману имеет свою логику, однако не проводится различие между разными отраслями права. В этой книге подчеркивается, что право нельзя отделить от религиозных и моральных законов. Также указывается на профессиональный и светский характер "варн", то есть системы разделения труда и социальных классов в древнеиндийском обществе. Древнеиндийские правовые системы, законы и процедуры (согласно Законам Ману): имущественное право. Законы Ману проводят различие между правом собственности и правом владения и придают большое значение защите частной собственности. Законы Ману перечисляют семь способов приобретения собственности: наследование, приобретение путем дара или открытия, покупка, завоевание, ростовщичество, предпринимательство и жертвоприношение (только для жрецов-браминов). Обязательственное право состояло из договора и деликта.
Брачно-семейное право. Характер семейных отношений был патриархальным. Это был большой семейный клан, и глава семьи обладал неограниченной властью. В Древней Индии практиковалась полигамия, брамин мог иметь четырех жен.
Наследование. После смерти родителей имущество делилось между сыновьями или оставалось старшему сыну.
Уголовное право. Убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота и питья брахмана. Серьезные преступления: причинение вреда живым существам, еда без разрешения, воровство, прелюбодеяние.
Наказание оглашалось. Характер наказания зависел от положения в обществе. Оно носило спорный характер, было устным и характерно как для гражданских, так и для уголовных дел. Оно начиналось с подачи иска и дачи показаний истцом и ответчиком в суде. Слушания были публичными, а лжесвидетельство строго наказывалось.
Читать дальше
1. Артхашастра (книга III «Область деятельности судей») // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост.В. А. Томсинов. М., 1999. С. 69–
2. Дхармашастра Ману («Законы Ману») // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост.В. А. Томсинов. М., 1999. С. 37–56.
3. Ману (Манава дхармашастра) // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996.Т. 1. С. 25–55.
4. Бухарин М. Д. «Священные и неприкосновенные» // Вестник древней истории. 1998. № 1. С. 72–78.
5. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. 334 с.
6. Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»: Проблемы социальной культуры и права. М., 1984. 255 с.
7. Государство и социальные структуры на древнем Востоке / под ред. М. А. Дандамаева. М., 1989. 158 с.
8. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СПб., 1997. С. 61–82.
9. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: В 2 ч./ под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М., 1999. Ч. 1. С. 72–87.
10. Крашенинникова Н. А. Индусское право (история и современность). М.,1982. 192 с.
11. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994. 168 с.
12. С. Пахомов. Индия. Общественные ценности в индийской культуре. Брак и семья // Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2. Культуры мира / Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — Москва: Аванта+, 2004. — С. 141—145.
Читать дальше